Идейно-художественное своеобразие литературы Средних веков
Героический эпос.
Средневековая литература — период в истории европейской литературы, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Первыми признаками средневековой литературы стало появление христианских евангелий, религиозных гимнов, перевод Библии на Латинский язык.
Зарождение и развитие литературы средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством. Средневековая мысль умеет сочетать систематическую разработку наследия прошлого с восприимчивостью к различным экзотическим влияниям, а также с редкой способностью заново открывать и использовать крестьянскую культуру.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в 12—13 вв. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура, рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в новую стадию — Возрождение — происходит примерно в 15 в.
В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Различия между ними фундаментальны. Долгое время ни латинские литературные формы не имели соответствий в народных языках, ни, наоборот, романо-германские формы — в латыни. Лишь в XII веке латинская традиция утрачивает замкнутость и «модернизируется», тогда как народные языки обретают способность разрабатывать некоторые ее аспекты. Каролингское возрождение» (XII в.) совпадает с появлением новых поэтических форм, которым суждено вскоре потеснить все остальные: куртуазной лирики, романа, новеллы, не-литургических драматических «действ». В начале XII века также начался процесс перевода, точнее адаптации, латинских текстов на романский язык.
Процесс развития средневековой литературы характеризуется демифологизацией, которая проявлялась в сказочности — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена мотивации поступков героев на морально-психологическую.
Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это героический эпос, рыцарская литература, поэзия трубадуров, басни.
Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести. В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такой жанр, как рыцарский роман, который отразил рост светский тенденций в литературе. Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Главными темами рыцарской, или куртуазной литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура («Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Тристан и Изольда»).
Франция стала родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность.
Городская литература XII – XIII веков была антифеодальной и антицерковной. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев. Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор.
Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально–смеховое театральное искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь».
Близка к городской культуре поэзия вагантов – бродячих школяров. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.
Героический эпос.
Героический эпос был самым значительным наследием литературы раннего средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. Он отражал целостную картину народной жизни. Для эпических произведений характерны воспевание подвигов богатырей; переплетение исторического фона и вымысла; прославление богатырской силы и подвигов главных героев; идеализация феодального государства. На героический эпос большое влияние оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно.
Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с 3 по 8 век и поначалу существует только в устной форме. Позднее, в 7 и 8 веках, уже после христианизации, эпические поэмы о героях-воинах были переработаны и записаны учеными-поэтами, имена которых остались неизвестными. Собрание саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».
В эпических произведениях часто переплетаются реальные исторические события и сказочная фантастика. Так, древнегерманский эпос «Песнь о Хильденбранде» создана на исторической основе. Этот возник еще в языческую эпоху и был найден в рукописи 9 века. В поэме «Беовульф» - героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописи начала 10 века, фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий.
Во французской эпической поэме «Песнь о Роланде», дошедшей до нас в рукописи 12 века, повествуется об испанском походе Карла Великого, а у главного героя поэмы Роланда есть свой исторический прототип. В испанском героическом эпосе «Песнь о Сиде» отразились события отвоевания испанцами у арабов своей страны.
В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», который окончательно сложился из отдельных песен в эпическое сказание в 12-13 вв., есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов есть и реальное историческое лицо.