Правописание сложных слов

Задание №1. Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница.

Задание № 2. Перепишите, раскрывая скобки.

(Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира.

(Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

(Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика.

(Историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

Тема № 18

Имя числительное

Задание № 1. Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.

2-недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.

Задание № 2. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.

(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.

Тема № 19

Местоимение

Задание № 1. Раскройте скобки.

Кто(то) куда(то) кого(то) зовёт,

Кое(с)кем почему(то) беседу ведёт,

Для кого(ни)будь странно, кто(либо) зевает,

Кое(с)чем не согласен, о чём(ни)будь знает.

Почему(ни)будь грустно кому(то) когда(то),

Кое(в)чём сколько(либо) зима виновата.

Вновь о чём(либо) чей(то) приятель поёт,

Кое(в)ком сомневается чей(ни)будь кот.

О каких(ни)будь планах мечтает зачем(то)

И какое(то) время скучает за кем(то).

Может, кое(о)чём он и хочет сказать,

Только кое(кому) ведь его не понять.

Задание № 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет. 2. Проводник шел впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать (мх — ее) в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его — стол — чемодан) в сторону.5. Больной попросил сестру налить (себе —
ему) воды. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — нее) можно было ждать многого.7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер.

Тема № 20

Глагол

Задание № 1. Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов.

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Задание № 2. Составьте и запишите 5-6 предложений с отрицательной частицей НЕ о правилах поведения в театре (на концерте, выставке).

Тема № 21

Причастие

Задание № 1. Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Задание № 2. Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Задание № 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев.

5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Задание № 4. От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Тема № 22

Деепричастие

Задание № 1. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Задание № 2. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Тема № 23

Наречие

Задание № 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Задание № 2. Допишите наречия.

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....

Задание № 3. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи. 6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Тема № 24

Предлог

Задание № 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.


Пришел (из, с) академии, вышел (из, с) аудитории, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы), скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.

Задание № 2. Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Задание № 3. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Тема № 25

Союз

Задание № 1. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли(от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя,(за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

Тема № 26

Частицы. Междометия

Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.

1. Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной (А. Пушкин). 2. Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу (М. Салтыков-Щедрин). 3. Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом (А. Грибоедов). 4. Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное

(Ф. Достоевский). 5. Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять

(Н. Некрасов). 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза (И. Тургенев). 7. Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов).

Упражнение 3.

Задание № 2. Раскройте скобки.

1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь. (Тург.).

5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).

Синтаксис и пунктуация

Тема № 27

Наши рекомендации