По предмету «Слушание музыки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Составитель:

Кандидат искусствоведения, доцент

Кафедры современной музыки и

Музыкальной культурологии

МУРАВСКАЯ О.В.

ОДЕССА-2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена на основе:

• примерной программы для средних специальных школ по специальности инструментальное исполнительство, программы «Слушание музыки» Царёвой Н.А.

• авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Владимировой.

• программы курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ

Г.А. Ушпиковой.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

• Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

• Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

• Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

• Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

• Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

• Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

• Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

• Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

• Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

Примерные формы работы:

1. Пение детских народных песен и игр, рождественских, святочных, масленичных, троицких песнопений.

2. Участие в праздниках народного календаря — Святки, Масленица, Троица-Семик.

3. Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу.

4. Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»).

5. Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или

ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.

6. Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

Методы работы:

- Словесный;

- Наглядный;

- Практический;

- Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

- Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

- Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Отличительные особенности программы:

Данная рабочая программа является адаптированной к условиям Школы педагогической практики при Одесской государственной музыкальной академии имени А.В.Неждановой и представляет собой курс «Слушание музыки», ориентированный на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной музыкальной школы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте с 6-7 лет.

В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» отводится 27 часов в год, из расчета - 1 час в неделю.

Принцип построения программы – тематический.

Курс «Слушание музыки» включает в себя следующие темы:

1 год обучения:

- Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. – 2 часа

- Музыка и другие виды искусства – 3 часа

- Мир детства в музыке. – 3 часа

- Животные, птицы, рыбы в музыке – 5 часов

- Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. – 5 часов

- Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. – 5

- Настроение, характер и чувства человека в музыке. – 4 часа

2 год обучения:

- Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные) – 5 часов

- Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха – 3 часа

- Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды, песни – 5 часов

- Музыка народов мира – 10 часов

- Героико – патриотические темы в музыке – 4 часа

3 год обучения:

- Музыкальные инструменты – 5 часов

- Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык – 3 часа.

- Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки – 5 часов.

- Опера – 8 часов

- Балет – 6 часов

Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию. Он удачно сочетается с поэзией, произведениями изобразительного искусства.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально-исторических и культурологических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса «Слушание музыки» состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данный курс компенсирует бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства в сочетании с иными образцами художественной деятельности формирует основы музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры.

Курс является преамбулой к изучению музыкальной литературы.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

- Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);

- Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);

- Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);

- Урок – настроение;

- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

- Открытые уроки с присутствием родителей;

- Контрольный урок-эстафета в младших классах;

- Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

- Урок – состязание;

- Урок – игра на закрепление пройденного материала.

- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

- сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;

- подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;

- создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений);

- нарисовать рисунок к прослушанному произведению;

Примерные условия реализации данной программы:

- Наличие учебных групп (не менее 3 человек);

- Наличие фоно- и аудиотеки;

- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе;

- Соблюдение межпредметных связей;

- Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

- Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное, интеллектуальное и общекультурное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального и общекультурного багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.

По окончанию курса «Слушание музыки» обучающийся должен уметь:

--- понимать специфику музыки как вида искусства и выделять ее среди других видов творческой деятельности;

--- определять общий характер и образный строй произведения;

--- выявлять выразительные средства музыки;

--- узнавать тембры музыкальных инструментов;

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Механизм оценки:

- Фронтальный опрос;

- Беглый текущий опрос;

- Музыкальная викторина;

- Систематическая проверка домашнего задания;

- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

- Контрольные уроки в конце каждой четверти;

- Творческий зачет;

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Когда и где человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям? Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом? Кого называют композитором, исполнителем, слушателем?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.

Примерный музыкальный материал:

Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»;

А. Гурилев. «Музыка».

русская народная музыка;

произведения русских композиторов в народном стиле;

русская духовная музыка (колокольный звон).

Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина.

К.В. Глюк Опера «Орфей»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Примерный дополнительный материал:

Презентации «В гости к музыке», «Музыка и я».

Тема 2. Музыка и другие виды искусства.

Музыка в галерее искусств. Что такое искусство? Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства? Взаимодействие музыки с другими видами искусства.

Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств.

Используются игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и фантазию.

Примерный дополнительный материал:

Использование произведений изобразительного искусства

Тема 3. Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.

Примерный музыкальный материал:

колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор педагога).

Игровые песни. Заклички.

П.И. Чайковский «Детская песенка»

Пестушки. Потешки.

В.А.Моцарт «Детские игры»

Прибаутки. Шуточные игровые песни.

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков

Дразнилки. Считалки.

Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье.

Колыбельные песни.

Н.А. Римский – Корсаков «Садко» - Колыбельная Волховы

Музыка в жизни ребенка. Познакомить обучающихся с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек.

Примерный музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Детский альбом»;

Р.Шуман «Альбом для юношества»;

Р.Шуман «Детские сцены»;

А.К. Лядов «Музыкальная табакерка»;

М.П. Мусоргский «Детская», «Картинки с выставки»;

А.К. Лядов «Детские песни».

Б. Барток «Микрокосмос» (тетради 1, 2).

С.Прокофьев «Детская музыка».

Г.Свиридов «Альбом пьес для детей».

Тема 4. Животные, птицы, рыбы в музыке

Беседа о животных: Какие животные знакомы детям? Каких знаю диких и домашних животных? Как передвигаются различные животные? Какие они по размерам?

Дать представление об изобразительных возможностях музыки. Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Сравнивать произведения с одинаковым названием.

Примерный музыкальный материал:

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

М. Журбин, «Косолапый мишка»;

Г. Гапынин. «Медведь»;

Д. Шостакович. «Медведь»;

Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»;

Д. Кабалевский. «Ежик»;

Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»;

Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»;

Леммик. «Песня птиц»;

Цагерейшвили. «Дятел»;

Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;

В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»),

Тема 5. Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

Вспоминаем известные сказки. Героев этих сказок. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев.

Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска).

Сравнивать произведения с одинаковыми названиями

Примерный музыкальный материал:

П. Чайковский. «Баба-Яга»;

А. Лядов. «Баба-яга»;

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»;

Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»;

А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»;

С, Слонимский. «Марш Бармалея»;

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»);

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

Р. Шуман. «Дед Мороз»;

Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш

Черномора.

Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея

Сирени».

Тема 6. Музыка и природа. Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь

Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Состояние природы.

Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.

Выразительные средства в создании образа.

Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).

Римский – Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко».

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке)

П. Чайковский. «Времена года»;

А. Вивальди. «Времена года»;

А. Холминов, «Дождик»;

Г. Свиридов «Дождик»;

С. Майкапар «Облака плывут»;

Э. Григ. «Весной»;

Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;

А. Самонов. «Дыхание осени»;

И. С. Бах. «Весна»;

С Прокофьев «Дождь и радуга»

Р. Леденев. «Ливень»;

Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»);

К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;

Э. Григ. «Утро»;

В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части);

С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).

С. Прокофьев «Вечер»,

Р.Шуман «Вечером».

Тема 7. Настроение и характер человека в музыке.

Дать представление о том, что музыка разных эпох (как программная, так и непрограммная) выражает чувства, настроения, переживания человека. Понятие программной и непрограммной музыки. Сходные черты программной и непрограммной музыки.

Примерный музыкальный материал:

Л. Бетховен «Весело – грустно»;

Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;

С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»,

С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»;

Г. Свиридов. «Упрямец»;

Р. Шуман «Первая потеря», «Порыв»;

С. Слонимский. «Ябедник»;

П.Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «В церкви»;

М. Мусоргский «Слеза»;

Ю. Геворкян. «Обидели»;

Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»;

А. Гречанинов. «Жалоба»;

Д. Благой. «Хвастунишка»;

Р. Шуман. «Веселый крестьянин»;

Ф. Шопен Прелюдия №4;

Р.Шуман «Первая утрата»;

С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;

Ф.Шопен Этюд c-moll.

Р.Шуберт Баллада «Лесной царь»;

В.-А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино;

Л.Бетховен Симфония № 5, 4 ч;

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо Фарлафа,

Симфоническая фантазия «Камаринская;

Бах И.-С. Токката и фуга d-moll.

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Песня. Танец. Марш. Движения под музыку.

Различные виды маршей.

Танцы (народные, старинные, современные)

Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша)

При выборе музыкальных произведений показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, спортивный, траурный, сказочный.

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей, обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). Виды контроля по второй теме; музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать эмоциональную характеристику бытовых жанров.

Примерный музыкальный материал:

Народные песни: «Во поле береза стояла» (р.н.п. обр. Н. Римского-Корсакова),

П. Чайковский «Русская песня»;

Д. Кабалевский «Песенка»;

С. Майкапар «Песня моряков»;

Ф. Шуберт «Серенада»;

С. Прокофьев. «Марш»;

И. Дунаевский. «Марш футболистов»;

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»;

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»;

Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»;

Ф. Шопен. 3-я часть сонаты b-moll;

Ф. Мендельсон. Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»;

П. Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»);

М. Глинка. Полька;

Я. Сибелиус. Грустный вальс;

В. А. Моцарт. Менуэт;

Л. Боккерини. Менуэт;

М Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»;

Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка B-dur;

А. Рубинштейн. Лезгинка из оперы «Демон»;

А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ».

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик» и «Детского альбома»:

«Камаринская».

Стравинский И. «Весна священная». Ч.1 :»Весенние гадания», «Пляски щеголих», «Вешние хороводы», балет «Петрушка»: «Народные гулянья на масляной» 1,2 к. «Гори, гори ясно», хороводы «Эй, ходит царь».

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: хор «Прощай,масленица» 1 д. Хор «Ай, во поле липенька» 3 д.

П Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: плясовая «Уж как по мосту, мосточку» 1 к., хор «Девицы – красавицы» 3 к.

М. Глинка Опера «Жизнь за царя»: полонез, краковяк, вальс, мазурка 2 д., опера «Руслан и Людмила»: турецкий танец, арабский танец, Лезгинка 4 д.

А.Бородин Опера «Князь Игорь»: половецкие пляски 2 д.

П.Чайковский Опера «Евгений Онегин»: вальс, мазурка 2 к., Полонез, вальс 5 к.,

М.Мусоргский Опера «Сорочинская ярмарка»: гопак.

А.Хачатурян Балет «Гаянэ»: лезгинка.

В. А. Моцарт Опера «Дон Жуан»: менуэт.

Ф.Шуберт Лендлер.

Ф.Равель М Ф.. «Болеро»

Гаврилин В. Балет «Анюта»: вальс.

Шопен Ф. Мазурки, полонез, вальс.

Бизе Ж. Опера «Кармен»: хабанера, сегидилья 2 акт.

Тема 2. Праздники Русской Православной Церкви: Рождество Христово. Пасха.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Познакомить детей с Праздниками Русской Православной Церкви, с рождественскими образами в русской и в западноевропейской музыке. Знакомство церковной музыкой. Молитва.

Примерный музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Детский альбом» - Утренняя молитва, В церкви;

П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси» сл. Х. Гроздова.

Рождественские колядки «Щедрый вечер», «Рождество Христово», «Появились над вертепом Ангелы», «Святая ночь».

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Ф.Шуберт «Аве Мария»;

Бах-Гуно «Аве Мария»;

Дж. Каччини «Аве Мария»;

Ф. Лист «Рождественская елка» - ч5. «Зажигаются свечи на елке», ч6. «Колокольный перезвон»;

Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» - симфоническое вступление «Святым вечер»4

П.И. Чайковский «Колядки» из оперы «Черевички».

Произведения А. Архангельского, П. Чеснокова

Детские пасхальные песни «Христос Воскрес», «Пасху радостно встречаем»;

Тропарь Пасхе «Христос воскресе из мертвых»

Тема 3. Времена года в народном календаре

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.

Главная задача — создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию.

Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю. Здесь возникнет ретроспектива к теме «Времена года в музыке». Вспомнив, можно сравнить изображение времен года в народных календарных песнях и в музыке профессиональных композиторов.

Весна. Обряды и песни. Веснянки. Встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Весенние заклички.

Зимние народные обряды и песни. Масленица

Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни.

Летние праздники, обряды и песни.

Примерный музыкальный материал:

колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор преподавателя).

Н.А. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»,

песни-веснянки, семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога).

Н. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья венков из оперы «Майская ночь».

Тема 4. Музыка народов мира.

Богатство и многообразие музыки разных народов мира. Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов. Особенности музыкального языка разных стран и народов. Различные направления музыки народов мира. Различные музыкальные стили и направления.

Знакомство с музыкой зарубежных композиторов.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни,

Золтан Кодай. “Чардаш

Чешская народная песня “Полька”

Болгарская народная песня “Посадил полынь я”;

Дж. Гершвин “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”

Я. Сибелиус Симфоническая поэма «Финляндия»

Дж. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах

Э. Григ «Пер Гюнт»

Тема 5. Героико-патриотическая тема в музыке.

Музыкальные образы родного края. Отличительные черты русской и украинской музыки.

Произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер русского и украинского народа народа.

Примерный музыкальный материал:

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

А.П. Бородин «Богатырская»

Н.В.Лысенко Увертюра к опере «Тарас Бульба»

III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Музыкальные инструменты

Русские и украинские народные музыкальные инструменты

Возникновение оркестра народных инструментов, В. В. Андреев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.

Примерный музыкальный материал:

аудиоэнциклопедия с музыкальными иллюстрациями «Народные инструменты»

оркестр народных инструментов им. Андреева

Инструменты симфонического оркестра

Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами.

Примерный музыкальный материал:

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»;

С. Бажов. Песенка об оркестре.

А. Вивальди «Времена года»

Инструменты духового и эстрадного оркестра.

Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар.

Примерный музыкальный материал:

Б. Агапкин. Марш «Прощание славянки».

Старинные вальсы в исполнении духового оркестра.

Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема.

Клавишные инструменты

(клавесин, орган, фортепиано)

Устройство инструментов, характер тембра. Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.

Примерный музыкальный материал:

клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена, Ф. Куперена в исполнении В. Ландовской, А. Любимова;

органные хоральные прелюдии И. С. Баха;

фортепианные миниатюры Шуберта, Шопена, Бетховена.

Электронные инструменты.

Синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, терменвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История возникновения, сфера применения.

Примерный музыкальный материал:

Записи электронной музыки в стилях рок- и академической музыки;

Э.Денисов. «Пение птиц». Dream Theatre, Radiohead, Vangelis, Future sound of London

Тема 2. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

Выразительная роль мелодии, как основа музыкального образа произведения. Характеристика основных элементов музыкальной речи, их выразительные особенности.

Примерный музыкальный материал:

Русские народные песни

Ф. Шуберт Вальс №7

Ф. Шопен Прелюдия e-moll

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Прогулка)

И.С. Бах ХТК1 Прелюдия C-dur

Колокольная музыка;

П. Чайковский «Детский альбом» Утренняя молитва, В церкви;

П.Чайковский Балет «Щелкунчик», Танец фей Драже.

Э.Григ «Пер Гюнт»: песня Сольвейг соло и у оркестра;

К Дебюсси «Детский уголок»: Снег танцует, Маленький пастух;

А.Лядов «Волшебное озеро»: темы-«зовы», «Кикимора»: лейтинтонация Кикиморы

П.Чайковский «Щелкунчик»: рост ёлки;

К.Глюк «Орфей»: хор и пляска фурий

Тема 3. Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

Вокальная музыка.

Песня, романс, ария. Куплетная и трехчастная форма. Виды ансамблей и хоров.

Роль музыки в выражении чувств человека и словесного содержания текста песен, сравнивать фольклорные и композиторские песни и романсы.

Вокальные ансамбли: дуэты (противоречия и согласия), терцет и трио, квартет, квинтет.

Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные).

Примерный музыкальный материал:

Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria", цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей», цикл «Зимний путь».

Романсы русских композиторов (А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский).

Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Монтеверди «Ариадна».

Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен».

Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».

Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка».

Дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»;

дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»;

дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»;

трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»;

терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»;

квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;

квинтет контрабандистов из оперы Ж. Визе «Кармен»;

Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»;

хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Визе «Кармен»;

хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»;

хор поселян из 4-го действия этой же оперы; «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

Бородин А. Опера Князь Игорь»: хоры бояр из 1 д., хор невольниц из 2 д.

Инструментальная музыка.

Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет.

Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Камерная музыка. Простые формы и рондо. Сложная трехчастная форма.

Примерный музыкальный материал:

И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll;

В. А. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.;

Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.;

Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»;

Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll, op. 10 № 12;

П. Чайковский. «Времена года» (по выбору);

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору);

С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll, op. 3;

К.Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».

Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть;

М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетическое трио»;

квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (по выбору педагога).

Симфоническая музыка.

Симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия.

Понятие симфонической музыки. Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо.

Место симфонической музыки в творчестве композиторов.

Примерный музыкальный материал:

В.А. Моцарт Симфония №40;

Л. Бетховен Симфония №5;

В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро» - увертюра,

М.И. Глинка «Камаринская»;

Н.А. Римский – Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»,

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра;

Тема 4. Опера.

Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Значение слова «опера». В музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика. Особенности жанра Оперы.

Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Словесный текст оперы – либретто.

Начинается опера с увертюры – симфонического вступления.

Музыкальные сольные номера – ария, ариозо, ариетта, каватина.

Значение хора в опере. Оркестр в опере.

Примерный музыкальный материал:

Глинка М. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»;

Римский – Корсаков Н. Опера «Снегурочка»;

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»;

Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Тема 5. Балет.

Знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматургическое действие и элементы изобразительного искусства.

История балета. Балет в России.

Примерный музыкальный материал:

Стравинский И. Балет «Петрушка», «Весна Священная»;

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта», «Золушка»;

Чайковский П. Балет «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Наши рекомендации