Понятие о литературном процессе. Стадиальное развитие литературы. Литературные направления
Лит.процесс - совокупность всех произведений, появляющихся в это время.
художественный метод — это способ освоения и отображения мира, Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.
Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».
Две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм.
Лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий.
Общие свойства у литературы разных народов называются стадиальными общностями. Разные народы проходят аналогичные ступени лит.развития. Отсюда во взглядах и настроениях появляются общности, которые находят выражение в произведениях писателей разных стран. Так рождаются национальные особенности литератур разных народов. Поспелов называет это основной закономерностью мир.лит.развития.
Лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. ("Либеральный террор" - так называли критику в начале 18в.). Литературные объединения - писатели, считающие себя близкими по каким-либо вопросам. Выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. (символисты сначала творили, а потом писали манифесты). Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест (в классическом варианте - предвосхищающий деятельность группы) оказывается бледнее, чем лит. течение, которое он представляет.
Стадии лит.процесса:
АНТИЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТ-РА: Создавалась др. Греками и Римлянами в 7 веке д.н.э и 4 в. н.э. В основном - мифологическая. Греция - Гомер, Сафо, Алкей, Анакреонт, затем - Эсхил, Софокл, Аристофан.Рим - Вергилий, Гораций, Овидий.
ЛИТ-РА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6-16 вв. н.э): Огромное воздействие оказала духовная культура поздней античности с ее церковно-христианской религией(Римской иль Византийской). Смена поклонения мифологии и многобожеству на христианскую веру.
ИДЕЙНО-ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: 1) ЦЕРКОВНАЯ лит-ра(в осн. "Жития") появлялась из-за усиления власти церкви и религии. 2) СВЕТСКАЯ лит-ра (воинские повести и поэмы) вызывала у людей живой интерес к общественной жизни. лишены реалистического подхода - герои произведений соответствовали идеалам их авторов, нежели "типическим обстоятельствам" реальной жизни того времени.
КЛАССИЦИЗМ: - С 17 века присутствует прежде всего во Французской лит-ре. - Господство метафизического понимания и рационалистического мировоззрения. - Впервые группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов: система убеждений, "чистота жанров". - 1-е большое сложное лит. направление.
РОМАНТИЗМ: Ответвленно-мечтательный хар-р. 1) РЕЛИГИОЗНО-МОРАЛИСТИЧЕСКИЙ 2) ГРАЖДАНСКИЙ(Байрон, Шелли). Сильная художественно-прогрессивная сторона: научились воспроизводить человеческий характер в их внутреннем эмоцаональном виде.
РЕАЛИЗМ(КРИТИЧЕСКИЙ): Реализм - это верность воспроизведенных в произведении соц.характеров персонажей, в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами соц. жизни различных стран и эпох. Еще реализм бывает социалистическим реализмом.
Литературное направление-это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой созидательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «манифестов». (творчество тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы). Признаки литературного направления:
• объединяет писателей определенной исторической эпохи
• общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала
• особый тип героя
• стиль художественной речи
• характерные сюжеты
• излюбленные жанры
• выбор художественных приемов изображения жизни мироощущение и миропонимание писателей
классицизм(Вольтер, комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин)
сентиментализм(Руссо, Карамзин)
романтизм (Гюго, По, Гофман, Лермонтов, Байрон)
реализм(Толстой, Достоевский)
32. Литература, беллетристика, паралитература (массовая литература). Их соотношение в литературном процессе
Деление на высокую литературу (строгую, подлинно художественную), на массовую литературу («паралитературу», «литературный низ»), а также на беллетристику происходит по тому, как лит.произведения выполняют своё художественное предназначение: в большей или меньшей мере, а то и вовсе от него уклоняясь. Чёткости в разделении нет, идёт постоянный спор, что относится к «верху», а что к «низу».
ВЫСОКАЯ ЛИТ-РА, ЛИТ. КЛАССИКАЭто та часть всей лит-ры (включая спекуляции, графоманию, порнографию), которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Пик высокой лит-ры: классика.это та часть худ.словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы. Классику порой характеризуют как канонизированную литературу
МАССОВАЯ ЛИТ-РАВ широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики (Лотман считал, что творения Тютчева были массовой литературой вплоть до второй половины XIX века.
Паралитература (para – напоминающий) — это подобие литературы, паразитирующее на ней, детище рынка. Паралит-ра обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях, о добре и зле исчерпываются примитивными стереотипами. Герои мас.лит-ры обычно лишены характера, психологической индивидуальности, превращены в фикцию личности. Крайний схематизм. Мас.лит-ра «более занята разворачиванием событий, где человеку уготовлена роль средства». Обилие невероятных происшествий, динамичный сюжет. Нередко герой выступает в обличии супермена. Однако парлит стремится убедить читателя в достоверности изображаемого, отвечает потребностям людей уйти от жизни с ее однообразием
БЕЛЛЕТРИСТИКАЭто срединная область (классика – верх, массовая – низ). belles lettres — изящная словесность. Беллетристика - литература «второго» ряда, неклассическая, но имеющая неоспоримые достоинства и отличающаяся от литературного «низа», т.е. срединное пространство литературы. Неоднородна. В ней значимы те произведения, что не обладают худ.масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждают проблемы своей страны и эпохи, отвечают духовным запросам современников, иногда потомков. Т.е. выражают «потребности настоящего, думу и вопрос дня», в чём становятся подобны высокой лит-ре.
Беллетристика, откликающаяся на литературно-общественные веяния своего времени, неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны, в других — оказывается по преимуществу подражательной и эпигонской. Эпигонство (epigonoi — родившиеся после) - «нетворческое следование традиционным образцам», назойливое повторение хорошо известных литературных тем, подражание известным писателям (за «Бедной Лизой» Карамзина последовал поток подобных ей произведений, мало друг от друга отличающихся: «Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и т.д.). Это прежде всего отсутствие у писателя своих тем и идей Является достоверным документом, на основании которого удобно восстановить характерные черты времени и узнать его требования
. Поощрение писателей официальными властями, влиятельными кругами, СМИ – тоже фактор. Настойчивость писателя - непрестанно добиваются известности, публикаций, признания критиков. Но главный фактор - сполна реализовавший себя писательский талант, масштаб личности автора, самобытность и оригинальность его произведений, глубина «творческого созерцания» реальности. Часто бывает «раздутая слава» и «незаслуженное забвение». Известность и популярность поэта далеко не всегда знаменуют живое понимание его широкой публикой.