Формы исторического развития литературы(литературные направления. Течения, школы)

Лит процесс – это1. лит жизнь определенной страны, эпохи; 2. многовековое развитие лит-ры в глобальном масштабе. Лит процесс во втором значении составляет предмет сравнительно-исторического литведения.то, что тв-во подвластно изменятся с изменением истории очевидно. Литературная эволюция совершается на некой устойчивой основе. В составе культуры есть с одной стороны динамичные, индивидуализирующие явления, с другой – статичные, называющиеся топикой (др. греч. место пространства). Топика разнородна. Неизменно присутствует в литературном творчестве типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, комическое), нравственно-философские проблемы (добро, зло, красота, истина), вечные темы, арсенал художественных форм. Все эти константы всемирной литературы, т.е. топосы (общие места) составляют фонд приемственности, без которого невозможен литературный процесс.

В лит.-ведении укоренено ещё представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, о едином её поступательном движении, большом историческом времени. Стадии литературного процесса мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества которые с наибольшей отчётливостью и полнотой явили себя в странах западно-европейскийх. => Выделяется литературы древние, средневековые и литературы нового времени с их этапами (возрождение, барокко, классицизм, просвещение с сентиментализмом, романтизм, реализм, модернизм). Аверенцев выдвинул концепцию о стадиях литературного развития:

  1. Первая стадия – это архаический период, где влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и отсутствует рефлексия над словесным искусством. => Нет литературных картин, художественно-творческих программ.
  2. Вторая стадия (начало положила литературная жизнь древней Греции середины 1-го тысячелетия и до 18 века). Это период преобладает традиционным художественным сознанием и поэтикой стиля и жанра. В рамках этой стадии выделяют два этапа, рубежом между которыми являлось возрождение. На втором из этих этапов, пришедшему на смену средневековью литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному, литература становится светской.
  3. Третья стадия началась с эпохи просвещения и романтизма. На первый план выдвигается индивидуально-творческое сознание, доминирует поэтика автора. Литература сближается с конкретным бытием человека.

Глубинные, сущностные различия между культурами, литературами стран запада и востока очевидны. Культура человечества не унитарна. Она имеет символический характер: каждой национальной культуре с её самобытными чертами принадлежит роль какого-либо определённого инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра. Для понимания культуры человеческого и всемирного литературного процесса необходимо понятие немеханического целого, составляющие которого неиндивидуальны, уникальны. Всё это обусловливает специфичность эволюции литератур разных стран и народов. Симфоническое единство обеспечивается всемирной литературе прежде всего фондом преемственности, общностью стадий развития. Начала сущностной близости между литературами разных стран и эпох называют типологическими схождениями, или конвергенциями. Кроме этого объединяющая роль в литературном процессе принадлежит международной литературной связи. => Влияние – воздействие на литературное творчество предшествующих мировоззрений, идей, художественных принципов. Заимствования - использование писателем единичных сюжетов, мотивов, фрагментов, речевых оборотов…

Самое масштабное явление в области международных литературных связей нового времени – интенсивное воздействие с западно-европейского опыта на иные регионы (европеизация или вестернизация). У этого есть + и -.

Международные связи составляют важнейший фактор становления и упрочения симфонического единства региональных и национальных литератур.

Наши рекомендации