Входные требования. Порядок проведения входного контроля
Поскольку курс «Литература с основами литературоведения» читается в первый год обучения студентов факультета, входной контроль состоит в установлении степени начитанности студентов и уровня их знаний по литературе минимум в пределах школьной программы. Входной контроль осуществляется как в форме тестирования по историко-литературным темам школьного курса литературы, так и в форме собеседования по знанию теоретико-литературных понятий, необходимых для их понимания. Входной контроль осуществляется на основе вопросов школьной программы и вопросов экзаменационных билетов.
Объем дисциплины
Объем дисциплины и распределение часов по темам и видам работ указываются в соответствии с формой обучения.
Объем дисциплины и виды учебной работы по действующему учебному плану
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Всего по уч.плану | В т.ч. по семестрам | |||
Работа с преподавателем (аудиторные занятия): | ||||
Теоретический блок: | ||||
Лекции | -- | -- | ||
Практический блок: | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа: | ||||
Теоретический блок: | ||||
Работа с информационными источниками | ||||
Практический блок: | ||||
практические занятия | ||||
Лабораторные занятия | ||||
Работа с УМК | ||||
Создание проекта, эссе иных объектов | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Названия разделов и тем | Общая трудоемкость | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоятельная работа | ||||
лекции | практ. занятия, семинары | лабор. работы | |||
Раздел 1. Теоретико-литературный | |||||
1.Введение. Теория литературы как наука. Возникновение и развитие теории литературы в истории литературоведения. | |||||
2.Художественность литературы. Художественный образ. Литературное произведение и его анализ. | |||||
3.Родовое и жанровое деление художественной литературы. | |||||
4. Литературный процесс. Художественный стиль. Творческий метод. Литературное направление. | |||||
Раздел 2. Историко-литературный | |||||
1.Изображение революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. | |||||
2. Тема Великой Отечественной войне в прозе 1950-80-х гг. «Жизнь и судьба»В. Гроссмана «Лагерная проза». | |||||
3. Поэма А.Блока «Двенадцать». Послеоктябрьский Есенин. Творчество В.В.Маяковского после Октября | |||||
4. Сатира 1920-х гг. Жанровый синтетизм романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастический реализм А. Платонова. Антиутопия в русской литературе 1920-х гг. | |||||
5. «Тихий Дон» М. Шолохова. Послеоктябрьская эпика М.Горького. | |||||
6.Советская поэзия периода Великой Отечественной войны. Эпоса Твардовского | |||||
7.«Деревенская» проза. Проза В.Шукшина. Проа В. Астафьева | |||||
8. Литература 1985-1995 гг. Современный литературный процесс. | |||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
Теоретический блок
1.1. Введение
Теория литературы как раздел литературоведения и её предмет. Формирование литературоведческих понятий и терминов. Теория литературы в школьной программе по литературе. Разделы теории литературы.
1.2. Возникновение и становление теории литературы в истории искусствознания и литературоведения
Две тенденции в античной эстетике: материалистическая и объективно-идеалистическая. Учение Платона о «неистинности» искусства и «одержимости» художника. «Поэтика» Аристотеля. Аристотель о подражании, художественной правде, творческом характере поэзии, трех родах литературы. Проблема катарзиса.
Литературная программа классицизма. Учение о гражданственно- моралистической сущности искусства. «Поэтика» Буало, её рационализм и абстрактность. Регламентированность жанров.
Демократизм эстетики Просвещения. Представление об общественном содержании и активной просветительской роли искусства, демократическая
направленность эстетики Д.Дидро. Его учение о задачах искусства, правдивости искусства, соотношении общего и единичного, драматических жанрах. Концепция человека в эстетике Г. Лессинга. Разработка вопроса о специфике разных видов искусства, и особенно литературы; учение Лессинга о типическом.
Объективно – идеалистическая основа эстетики Г. Гегеля. Учение об искусстве как о закономерной ступени саморазвития истины, как познании истины в чувственной форме. Диалектический взгляд на неравномерность исторического развития различных видов искусства, на исторический процесс развития искусства. Три ступени этого процесса. Три стадии романтического искусства. Учение Гегеля о художественном образе, соотношении формы и содержания в литературе.
Социологическое направление в литературоведении. Революционно – демократическое литературоведение. Дух анализа и действительности в эстетике В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Борьба с монархо – крепостническим и славянофильским взглядами на литературу. Представления о природе и цели деятельности художника, народности литературы, защита реалистических принципов искусства. В.Г. Белинский о тенденциозной субъективности творчества, о духе современности в творчестве. Учение о реализме («натурализме»), о типизме, о пафосе как специфике поэтической идеи, о неравномерности соотношения разных видов искусства. Материалистическая эстетика Н.Г. Чернышевского. Расширение рамок содержания искусства. Объективность эстетического и активная роль человека в эстетическом познании. Н.Г.Чернышевский о предмете искусства и познавательном значении искусства. Критика Н.Г. Чернышевским идеалистических представлений о прекрасном.
1.3. Художественность литературы. Художественный образ. Литературное произведение
Эстетическое; его объективно – субъективная (реально – идеальная) природа. Эстетическое и художественное. Эстетический идеал. Критерии художественности, их относительность и историческая изменчивость.
Художественный образ как основа искусства. Воспроизведение и преображение в искусстве. Единство практического и теоретического освоения мира в художественном образе. Художественный образ как содержательная форма, его структура. Типология художественных образов. Своеобразие художественного мышления. Соотношение в художественном образе объективного и субъективного, общего и индивидуального, конкретного и условного, интеллектуального и эмоционального, факта и вымысла, правдоподобного и условного. Образность и художественность. Роль контекста. Понятие художественного текста.
Субъективно - творческое начало в литературе. Образ автора и формы его проявления.
Художественное обобщение. Эволюция основных типов художественного обобщения в развитии литературы. Идеализация и типизация. Понятия о литературных типах, типических характерах и типических обстоятельствах. Художественная правда, различные представления о ней в истории эстетической мысли. Правда жизни и правда искусства.
Содержание и форма в литературном произведении, их взаимосвязь, возможность противоречия, условность их разграничения и противопоставления. Концепция тройной структуры художественного произведения. Структура художественного содержания. Структура и функции художественной формы. Система предметных, сюжетных, композиционных и речевых деталей в составе художественной формы. Понятие хронотопа в художественном произведении. Соотношение формы и стиля в художественном произведении. Стиль произведения как художественно –целостное свойство формы. Содержательность, системность и целостность формы как критерии стиля литературного произведения.
Художественная речь, дискуссия о её специфике в литературоведении. Источники, виды и типы художественной речи. Роль автора и речь персонажа. Стихотворная и прозаическая формы речи.
1.4. Родовое и жанровое деление художественной литературы
Эпический, лирический и драматический роды литературы. Соотношение литературных родов и жанров. Историческая изменчивость системы жанров. Своеобразие и взаимопроникновение эпического, лирического и драматического способов изображения жизни.
Жанр как устойчивая содержательно – формальная целостность. Конкретно – историческое и типологически - устойчивое в жанрообразовании.
Поэзия как адекватный способ существования лирического рода литературы. Стих и проза. Единство лирического содержания и стиховой формы. Деталь, сюжет, персонаж в лирическом стихотворении. Лирический герой. Современные дискуссии о специфике и путях анализа лирической поэзии.
1.5. Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс
Талант писателя и его слагаемые. Индивидуально – неповторимое и общественно – представительное в творчестве писателя. Мировоззрение писателя, специфика его творческого проявления. Влияние общественной жизни и общественного сознания на мировоззрение писателя.
Зависимость литературы от общественного сознания и общественной психологии. Относительная самостоятельность развития литературы. Преемственность в художественном содержании и форме как объективный закон развития литературы.
Литературный процесс как совокупность созданных в определенную эпоху произведений (включая выдающиеся и эпигонские), их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как грань литературного процесса.
Специфика литературного процесса в ХХ столетии. Художественная литература и идеология. Формы идеологического вторжения в литературу советской эпохи. Вечное и современное, общечеловеческое и социально – классовое в литературе.
Понятия художественного стиля в научных определениях. Стиль писателя как фактор творческой индивидуальности. Стилеобразующие факторы в художественном творчестве. Стиль как целостность и устойчивость художественной формы в творчестве писателя. Критерии стиля. Соотношение стиля, индивидуальной творческой манеры и художественного метода. Стилевое течение.
Понятие художественного метода в литературной науке. Тип творчества. Художественный метод в индивидуальном и коллективном значении. Различные точки зрения на художественный метод в современном литературоведении. Творческий метод и мировоззрение писателя.
Литературное направление как конкретно – историческое бытие художественного метода, как творчество ряда писателей – современников, объединенных осознанной общностью идейно- эстетических принципов. Возникновение литературных направлений. Обоснование В.Г. Белинским «натуральной школы» как литературного направления. Литературные направления в отечественной поэзии и прозе ХХ века.
Поэма А.Блока «Двенадцать».
Центральные образы поэмы: России, народа, истории. Структурно-политическое своеобразие поэмы.
Публицистика периода эволюции и гражданской войны.
Различное видение революции Блоком ( "Интеллигенция и революция"), Горьким ("Несвоевременные мысли"), Буниным ("Окаянные дни").
Изображение революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. Многообразие решений темы гуманизма: ортодоксальная классовость "Разгрома" Фадеева, гротескная "пограничность" гуманистической концепции "Конармии" Бабеля, трагическое звучание "России, кровью умытой" А.Веселого, общечеловеческий характер гуманизма Булгакова в "Белой гвардии".
Послеоктябрьский Есенин как феномен поэтического разлада с действительностью.
Основные конфликты поэта с послереволюционной действительностью, их трагическая безысходность и тупики, попытки решений и выходов.
Художественный анализ действительности в сатире 1920-х г.г.
(М.Булгаков. М.Зощенко, Н.Эрдман, Ю.Олеша).
Основные проблемы сатирического исследования жизни. Палитра сатирических оценок и жанров: фантастическая абсурдность мира у Булгакова, комизм и его объекты в
произведениях М.Зощенко, трагическая мистерия Н.Эрдмана, политическая заостренность героев Ю.Олеши.
Жанровый синтетизм романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Проблематика и образы романа.
Сатирическое изображение Москвы 30-х г.г. Трагедия Мастера. Роль мифологических глав в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата. Сплав жанровых элементов.
Жанр антиутопии в русской литературе 20-х г.г.
Государство и личность в романе В.Замятина "Мы" Художественное своеобразие романа.
Крах утопии социализма в романе А.Платонова "Чевенгур".
Творчество Маяковского после Октября в современных оценках.
Трагическая эволюция таланта поэта после революции, противоречия и коллизии творчества, ощущение трагической вины и трагический пафос произведений Маяковского.
Фантастический реализм А.Платонова.
"Котлован" как эпическое осознание и оценка русской действительности второй половины 20-х г.г.
Социальное и философское в романе. Особенности поэтики Платонова: смещенность реалий, близость к принципам "наивного" искусства, "пародийность" языка.
"Тихий Дон" Шолохова как роман о трагедии революции.
Трагедия человеческой цельности Григория Мелехова как
народного героя и его путь в трагически разорванном времени.
Послеоктябрьская эпика М.Горького.
"Жизнь Клима Самгина", "Дело Артамоновых" как художественная панорама России. Основные проблемы. Система образов.
Советская поэзия периода Великой Отечественной войны.
Своеобразие творчества К.Симонова, О.Берггольц, Н.Тихонова. Проблема автора и героя в поэмах "Василий Теркин" А.Твардовского, "Сын" П.Антокольского, "Зоя" М.Алигер. Обобщенно-романтическая тенденция в послевоенной литературе. Лирическая проза К.Паустовского, О.Берггольц.
Эпическая концепция действительности в романе "Русский лес"Л.Леонова.
Проблематика, характеры, художественные особенности произведения.
"Матренин двор" - исток "деревенской" прозы.
Героиня - воплощение этического идеала Солженицына.
"Деревенская" проза: концепция героя и национальный идеал.
Лирико-психологическое и социально-аналитическое направления "деревенской" прозы. Индивидуальное своеобразие прозы В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова. Проблемы и характеры в их произведениях. Проза В.Шукшина. Характерные герои и типы коллизий. Трагикомический стиль повествования. Особенности трагической типизации.
Лиризация эпоса в творчестве А.Твардовского.
Тема памяти в поэмах "За далью даль", "По праву памяти". Своеобразие художественной системы Твардовского.
Поэзия "шестидесятников".
Гражданский пафос "эстрадной" поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского. Нравственно-философские искания "тихой" лирики в творчестве Н.Рубцова, В.Соколова. Авторская песня в творчестве Окуджавы, Галича, Высоцкого.
Проза В.Астафьева.
Решение проблемы "Человек и природа" Астафьевым в произведении "Царь-рыба". Напряженность социально-психологических коллизий ("Печальный детектив"). Жанровая специфика текстов Астафьева.
Многообразие художественных решений темы Великой Отечественной войны в прозе 50-80-х г.г.
Различия в развитии военной темы в творчестве В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, В.Кондратьева. "Жизнь и судьба" В.Гроссмана. Трагическая судьба романа. Проблема свободы как неотъемлемого условия человеческого существования и ее многоаспектное художественное исследование в романе. Героическое и трагическое в произведении.
Своеобразие прозы Ю.Трифонова.
Герои, конфликты, позиция автора. Внутренняя противоречивость героев Трифонова.
Борис Пастернак как творческая индивидуальность.
Роман "Доктор Живаго". Личность и революция в романе. Человек в катаклизмах истории. Проблемное богатство и эстетическое своеобразие романа.
"Лагерная" проза.
Острота нравственных коллизий в прозе о ГУЛАГЕ. "Колымские рассказы" Шаламова. Трагедийность, точность психологического рисунка. Значение Солженицына в поединке с тоталитаризмом. Движение от "Одного дня Ивана Денисовича" к "Архипелагу Гулаг". Своеобразие произведений Жигулина ("Черные камни"), Владимова ("Верный Руслан"), Домбровского ("Факультет ненужных вещей").
Анна Ахматова "Реквием".
Проблематика и поэтика поэмы "Реквием". Сплав лирических и эпических принципов: исповедальность, эпический образ страшных лет. Библейская торжественность, трагедийность сцен, точность реалистических деталей. Поэтика народного причитания. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе матери.
Литература 1985-1995 г.г. Современный литературный процесс.
Ироническая, игровая проза В.Пьецуха, С.Довлатова, В.Аксенова. Произведения В.Ерофеева, Ю.Алешковского. Попытка развенчать мифологическое сознание. "Женская проза" и место Л.Петрушевской, Т.Толстой.
Практический блок