VI. Работа над стихотворением «Бабочка»
1.Самостоятельное чтение стихотворения.
— Отгадайте загадку: «Не птичка, а с крыльями». (Бабочка.)
2. Словарно-лексическая работа.
— Объясните значение слов:
ОЧЕРТАНЬЕ — вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
БАРХАТ — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
—Подберите синоним к слову «сверкнув». (Блеснув, зажегся.)
—Подберите антоним к слову «спешу». (Медлю.)
3. Беседа по содержанию стихотворения.
—От чьего имени написано стихотворение?
—Какою изображена бабочка? Опишите ее.
—Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.
—Выберите интонации, которые подойдут при чтении стихотворения. Подготовьтесь к выразительному чтению.
4. Выразительное чтение стихотворения.
VII. Заучивание понравившегося стихотворения
— Выберите стихотворение и начните его учить наизусть.
VIII. Итог урока
— Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они?
Домашнее задание:выучить одно из стихотворений; нарисовать
иллюстрацию к нему. (На всех последующих уроках иллюст
рации к стихам собираются учителем для обобщающего урока
по разделу или по I полугодию.)
Урок 26. Е.А. Баратынский. Стихи
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихов Фета наизусть.
III. Работа над пословицами
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Весной оглобля за ночь травой обрастет. (ОГЛОБЛЯ — в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.)
Весной что рекой прольет — капли не видно, осенью ситом просеет — хоть ведром черпай. Зима не лето — в шубу одета.
Идет Варюха — береги нос да ухо. (ВАРЮХА — народное название зимы.)
IV. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Рассказ учителя о поэте.
— Сегодня мы с вами будем читать стихи, посвященные этим
временам года. А написал их Евгений Абрамович Бара
тынский.
(Дети рассматривают его портрет.)
Баратынский Евгений Абрамович родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, откуда его через несколько лет исключили за дурное поведение (причиной стали романтические проказы против школьных воспитателей, закончившиеся серьезным проступком). В 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.
Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит», выражает главное отличие этого поэта.
В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826 г.) он обрел семейное счастье.
В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Через год его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
V. Физкультминутка
VI. Работа над стихотворением «Весна, весна!»
1.Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Словарно-лексическая работа.
—Поясните слова: древа (деревья), обнажены (голые), ветхий (старый), незримый (невидимый).
—Подберите синонимы к словам: шумный (грохочущий, гремучий), торжествующий (победоносный, радостный).
—Подберите антонимы к этим же словам: шумный (тихий), торжествующий (грустный, скорбный).
—Подберите синонимы к словам лазурь (синева), взревев (крикнув).
—Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
3. Беседа о содержании стихотворения.
—Какие чувства переполняют поэта? Почему?
—Как будете читать стихотворение? Подготовьте выразительное чтение.
4. Выразительное чтение стихотворения.
VII. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»
1. Жужжащее чтение.
2. Словарно-лексическая работа.
—Подберите синонимы к словам: ропот {недовольство), бушует (неистовствует, бесчинствует).
—Подберите антонимы к словам: немеет {оживает), кроет (срывает).
3. Беседа о содержании стихотворения.
—Какие изменения произошли в природе? Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?
—Каким настроением проникнуто произведение?
—Приготовьте выразительное чтение.
4. Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание:найдите другие стихи поэта и приготовьте выразительное чтение, иллюстрации к нему.
Урок . Тема: А.Н. Плещеев, «Дети и птичка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному выразительному чтению; прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление.
Ход урока