Искусство Древнего Египта
БИЛЕТ НОМЕР 1
В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды:
Додинастический – 4 тыс. До н.э.;
Древнее царство (30–23 вв. до н. э.),
Среднее царство (21–16 вв. до н. э.),
Новое царство (16–11 вв. до н. э.)
и поздний период (11 в. до н. э. – 332 г. до н. э.).
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Египет состоит из областей, номов ( северное и южное царство). Каждый ном имел своего покровителя – крокодила, ибиса, змею. Далее в истории происходит завоевание Севера Югом и Египет объединяется под властью фараона.
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
Архитектура гробниц и храмов занимает в искусстве Египта ведущее положение. Возникает скульптура с точным портретным изображением, на стенах гробниц размещаются барельефы и врезанные рельефы. Люди изображались в спокойных, однообразных и устойчивых позах: широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова - в профиль. фигуры ритмично повторяются
Часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.
Храмы украшали колоннами с капителями в виде цветущего лотоса или папируса.
Древнейшей формой гробницы была мастаба.
ПРИМЕРЫ: Ступенчатая пирамида Джосера, 28 в. до н. э., зодчий Имхотеп;
Пирамиды (27–26 вв. до н. э.) фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, Статуя Большого Сфинкса
ПРИМЕРЫ : ТРИАДА ЦАРЯ МЕНКУРЫ, ФИГУРА ЖРЕЦА КААПЕРА
ФИГУРА СИДЯЩЕГО ПИСЦА, СТАТУТИИ РАХОТЕПА И ЕГО ЖЕНЫ НОФРЕТ, СТАТУЯ ФАРАОНА ХЕФРЕНА
Живопись : В захоронениях не было изображений богов, солнца и луны. Рельефы и росписи разбиты на полосы и «читаются» как текст. Человека изображали так, чтобы дать о нём наиболее полное представление: плечи, туловище на лице человека изображались анфас, лицо и ноги – в профиль.
Примеры: ПАСТУХИ ( ФРЕСКА ИЗ ГРОБНИЦЫ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА)
«Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. 27 в. до н. э. Каир.
Среднее царство
Охватывает правления фараонов 3 и 6 династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное, рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Примеры : заупокойный храм Ментухотепа, ведущий скульптор – Иртисен,
Статуя Ментухотепа; Аменемхет 1; гробница Саренпута 2; сцена учета скота (гробница Мекетри), настенная роспись из гробницы Хнумхотепа 2; пектораль с именем аменемхета 3
НОВОЕ ЦАРСТВО
Для архитектуры этого периода характерны грандиозный размах, роскошь убранства и имперское великолепие. В 16 в. до н. э. был выработан ставший впоследствии классическим тип наземного храма (Карнак и Луксор в Фивах). Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (нач. 15 в. до н. э., архитектор Сенмут),
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД– стал революцией в истории искусства Древнего Египта.
-ложными обьявлены все боги кроме единого божества-солцна –Атон ( эхнатон-дух атона)
- столица из фив была перенесена в Ахетатон ( небосклон Атона) современная Тель-эль-Амарна)
-произведение искусства отходят от канона и приближаются к жизни
ПРИМЕРЫ : Рельеф из Амарны; Поклонение богу солнца- Атона (Эхнатон и Нефертити с дочерью) рельеф; Тутмес. «Бюст царицы Нефертити». храм Амона в Карнаке ( фивы, Колонны в виде цветов папируса);
Позднее время
период борьбы за восстановление независимости Египта, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и империей Александра Македонского в 332г.