Творчество и.с. тургенева
«Записки охотника» как цикл
I. «Записки охотника» в биографическом и историко-культурном контекстах:
а) «охотницкие рассказы» жанр устной литературы, охотницкий жанр в литературе XVIII - XIX вв. (Левшин В. Книга для охотников до звериной и птичьей ловли, Немврод, Ауэрбах Б. Шварцвальдские деревенские рассказы, Санд Ж. Жанна, Чёртово болото, Колкхун Дж. Болото и озеро, Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника, Мартингейл (псевдоним Джеймса Уайта), Охотничьи сцены и сельские характеры и др.).
б) «Особенности национальной охоты»: концепция охоты в статье И.С. Тургенева «Записки ружейного охотника» (1852): «Охоту по справедливости должно почесть одним из главнейших занятий человека»; «…дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить... по болотам да по лесам, с утра до вечера»,
в) Традиции жанра: путешествие, путевые письма, очерк и т.д.
II. История замысла: «...знаю только, что я, конечно, не написал бы Записок охотника, если б остался в России». Этапы формирования замысла. Окончательное оформление цикла (1870-е годы).
III. «Записки охотника» как художественное целое:
а) смысл заглавия: «Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» (И.С. Тургенев), «Записки охотника» (И. Панаев), фатическая, метатекстуальная и идннтифицирующая функции заглавия,
б) семантика охоты: «охота» как занятие и «охота» как страсть,
в) мотив охоты и его структурообразующая роль в цикле,
г) охотник – посредник-повествователь в мире персонажей «Записок охотника», его функции в организации художественного целого, «охотничий костюм»: маскарадность или ориентализм, путешествие как «вписывание себя в природу» (Л.И. Скокова), «странствия по природе» (Л.И. Скокова), семантика блужданий,
д) «русский человек» в «Записках охотника»: концепция русского национального характера и анализ человеческих типов («социологическое» и «поэтическое» в пероснажах; человек природы, неразрывно связанный с нею, включенный в общий поток мировой жизни, концепты «ум», «долготерпение», «соприродность», испытание смертью, нравственный выбор, идея бунта и т.д.),
е) метатекстуальные компоненты (заглавие, композиция, авторские комментарии) и видение национального характера,
ж) концепция природы (философия природы, «лес» и «степь» как главные стихии, определяющие национальные черты русского человека; пейзаж и музыка ощущений - «Природа улыбнулась мне», мифопоэтика природы, мотивировки таинственности, психологический параллелизм и т.д.),
з) персонажная сфера: поэтика имен (мифопоэтический пласт имен; Флора и Фауна, отраженная в именах, фольклорные, исторические и литературные архетипы, этимология имен помещиков (Вячеслав Илларионович Хвалынский, Мардарий Аполлонович Стегунов), Чертопханов (мотив чертовщины в имени и архетип Дон Кихота); поэтика портретирования (семантика телесности: усы, борода), подтексты (оппозиция Россия/Запад),
и) сквозные мотивы цикла (мотив трагической любви, мотив смерти, мотив разоряющихся дворянских гнезд, мотив странничества, гамлетовский мотив и т.д.),
к) композиционная структура цикла, отражающая бесконечный поток развивающейся жизни (пространство дороги и мотив путешествия; время природное и время историческое, символический прием: заблудиться, чтобы открыть; пейзаж как композиционная рамка, суточный цикл, восходящая лестница добра, правды и красоты, Семантика Числа, «начала» и «концы», тема и вариации, межтекстовые связи - переклички, повторы, аналогии, символика и т.д.)
* «Уездный лекарь»: кольцо как символ любви и преданности, заключение брачного союза на Земле; и (в античной традиции) стабилизатор, скрепляющий связь между душой и телом, его носили, чтобы удержать душу в телесной оболочке, и снимали, чтобы облегчить отделение души от тела» (Жюльен, 1999, с. 191).
л) черты «старой манеры»: документализм и лиризм, поэтика тайны, незримый диалог с читателем, «эзоповская манера» письма и разрушение идиллии
Литература
1. Алексеев, М.П. Заглавие «Записки охотника» // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 210-223.
2. Беглов, В.А. Рассказы И.С. Тургенева 1870-х гг. из «Записок охотника» в художественной системе цикла// Вестник МГУ. – Сер. 9. – Филология. – М., 2000. – № 2. – С.18-26.
3. Буданова, Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция (К постановке проблемы) // Русская литература. – 1995. – № 1. – С. 188-194.
4. Валагин, А.П. И.С.Тургенев «Записки охотника» // Литература в школе. – М., 1992. – № 2. – С. 28-36.
5. Гришунин, А.Л. О тексте «Записок охотника» // И.С. Тургенев. Записки охотника. – М.: Наука, 1991. (Серия «Литературные памятники»). – С. 581-594.
6. Громов, В.А. Ружье и лира Тургенева // Охотничьи просторы. – М., 1964. – Вып. 20. – С. 190-200.
7. Громов, В.А. Судьба «Записок охотника» // И.С. Тургенев. Записки охотника. – М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). – С. 532-580.
8. Громов, В.А. Кольцовские традиции и мотивы в «Записках охотника» И.С. Тургенева // Филологические записки Воронежского университета (Серия литературы и фольклора). – Воронеж, 1971. – С. 68-85.
9. Земляная, О. И.С. Тургенев об особенностях национальной охоты // Звезда. – М., 1998. – № 10. – С. 150-155.
10. Зинин, С.И. Русская антропонимия в «Записках охотника» И. Тургенева// Русский язык в школе. – М., 1968. – №5. – С.21-25.
11. Калмановский, Е. Крайности. И.С. Тургенев. «Уездный лекарь» (1847) – из «Записок охотника» // Звезда. – М., 1991. – № 1. – С. 178-182
12. Ковалев, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. – Л.: Наука, 1980. – 131 с.
13. Лебедев, Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 80 с.
14. Лебедев, Ю.В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И.С. Тургенева // У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860-х годов). – Ярославль, 1975. – С. 39-97.
15. Лебедев, Ю.В. В середине века. – М.: Современник, 1988. – С. 53-85.
16. Савенкова, Л.Б. «Записки охотника». Роль метонимии // Русская речь. – М., 1978. – № 6. – С.36-40.
Дополнительно
1. Азадовский, М.К. «Певцы» И.С. Тургенева // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. – М.; Л., 1960. – С. 395-437.
2. Антонова, М.В. Житийное в облике Лукерьи (рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи») // Спасский вестник. – Тула, 2004. – № 11. – С. 65-74.
3. Белова, Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе середины XIX в. Саратов, 1969. – 87 с.
4. Белоусов, А.Ф. О гоголевском подтексте рассказа И.С. Тургенева «Бурмистр» // Finitis duodecim lustris. Сборник статей к 60-летию проф. Ю.М. Лотмана. – Таллин, 1982. – С. 166-170.
5. Буданова, Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция (К постановке проблемы) // Русская литература. – 1995. – № 1. – С. 188-194.
6. Вейс, А.Ю. Рисунки Тургенева к «Запискам охотника» // «Записки охотника» И.С. Тургенева (1852-1952). Сб. ст. и материалов. – Орел, 1955. – С.235-246.
7. Громов, В.А. «Записки охотника» – книга для всех времен // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987. – С. 198-204.
8. Громов, В.А. Кольцовские традиции и мотивы в «Записках охотника» И.С. Тургенева // Филологические записки Воронежского университета (Серия литературы и фольклора). – Воронеж, 1971. – С. 68-85.
9. Громов, В.А. «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!» в цикле рассказов и очерков Тургенева // Творчество И.С. Тургенева: Сборник научных трудов Курского государственного педагогического института. – Курск, 1984. – С. 78-98.
10. Громов, В.А. Легенда о Тришке в рассказе «Бежин луг» // Литература в школе. – № 5. – Сентябрь. – 1968. – С. 19-20.
11. Громов, В.А. И.С. Тургенев и русская действительность 40-50-х годов // И.С. Тургенев (1818-18831958). Ст. и материалы / Под ред. М. П. Алексеева. – Орел, 1960. – С. 9-59.
12. Громов, В.А. У истоков «Записок охотника» // Русская литература. – 1960. – №2. – С. 145-151.
13. Данилевский, Р.Ю. Реальности «Бежина луга» // Спасский вестник. – Тула, 2004. – № 10. – С. 7-14.
14. Дробленкова, И.Ф. «Живые мощи». Житийная традиция и «Легенда» о Жанне д'Арк в рассказе Тургенева // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. – Л., 1969. – Вып. 5. – С. 289-302.
15. Кирнозе, З. Как встретились Ермолай и мельничиха// Литературная учёба. – М., 1984. – №3. – С.194-204.
16. Лебедев, Ю.В. «Бежин луг» в контексте «Записок охотника» // Литература в школе. – М., 1985. – №5. – С.2-10.
17. Левина, Е.Н. Образ матери писателя в цикле рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева (по материалам семейной переписки) // Спасский вестник. – Тула, 2004. – № 11. – С. 197-204.
18. Меркулов, А.Г. Помещик Щигровского уезда // Спасский вестник. – Тула, 2002. – №9. – С. 151-156.
19. Москальчук, Г.Г. Объемная гармония цикла (И. С. Тургенев «Записки охотника»). – Оренбург: Изд-во Орен.гос.пед.ун-та, 2009.
20. Петрова, JI.M. О сказовой форме повествования в «Записках охотника» И.С. Тургенева // И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества: Межвузовский сборник научных трудов. – Элиста, 1986. – С. 29-42.
21. Погорельцев, В.Ф. Трактовка оригинальности в «Гамлете Щигровского уезда» И. Тургенева // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов международной конференции. 6-11 сентября 1998. – СПб.; Орел. – С. 37-38.
22. Самочатова, О.Я. К вопросу о генезисе и творческой истории «Записок охотника» // Ученые записки Новозыбковского гос. педагогич. института. – Брянск; Орел, 1952. – Т. 1. – С. 5-50.
23. Серман, И.3. К истории создания «Уездного лекаря» // И. С. Тургенев (1818-1883-1958). Статьи и материалы. – Орел, 1960. – С. 60-76.
24. Скокова, Л.И. К проблеме крестьянства в творчестве И. Тургенева (на материале рассказов «Бирюк» и «Касьян с Красивой Мечи») // Спасский вестник. – Тула, 1997. – № 4. – С. 102-110.
25. Скокова, Л.И. Когда был написан «Хорь и Калиныч» // Вопросы литературы. – 1996. – Вып. 4. – С. 313-320.
26. Филюшкина, О.В. К вопросу о происхождении «Записок охотника» // Спасский вестник. – Тула, 2002. – № 9. – С. 133-150.
27. Чернов, Н.М. Лебедянь: конная ярмарка и рассказ Тургенева // Спасский вестник. – Тула, 2004. – № 10. – С. 133-138.
«Таинственные» повести И.С. Тургенева
Вопросы для обсуждения
1. И.С. Тургенев и поэтика романтизма.
2. Концепция таинственного у Тургенева. Таинственное» в повестях 50-х гг., его мотивировки («Три встречи» и др.).
а) Смысл заглавия;
б) рассказчик и принципы организации сюжета, 3.«Таинственное» как структурообразующий принцип,
в) онейрический код (символика и функции снов),
г) музыкальный мотив,
д) поэтика имен,
е) архетипические сюжеты и их роль в создании подтекст
Литература
1. Аринина, Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. – Вологда, 1987. – С. 24-35.
2. Буданова, А.В. Черты готической традиции в «Таинственных повестях» И.С. Тургенева (на примере повести «Песнь торжествующей любви») // XVI Державинские чтения. Институт филологии. – Тамбов, 2011. – С. 150-154.
3. Кийко, Е.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра // Тургеневский сборник. – Л.: Наука, 1967. – Вып. 3. – С. 12-32.
4. Козубовская, Г.П. Сектарева, Л. «Три встречи» И.С. Тургенева: поэтика таинственного и архетипы // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. – Вып. 8. – 2008. – С.124-131.
5. Лазарева, К.В. Образ-символ окна в «таинственной повести» И.С.Тургенева «Призраки» // Юдинские чтения...: 2003: Миф, фольклор, литература. – Курск, 2003. – С. 112-116.
6. Ли Ханг З. «Таинственные» повести И.С.Тургенева в оценке русской и зарубежной критики // И.С.Тургенев и современность. – М., 1997. – С. 34-37.
7. Лимонова, Е.А. «Таинственные повести» И.С.Тургенева и новеллы Эдгара По в свете проблемы: Литературное произведение и культурный контекст // Литературное произведение и культурный контекст. – Балашов, 2002. – С. 78-88.
8. Полякова А.А. Объединяющие мотивы и символика цикла «таинственных повестей» И.С. Тургенева // Славянская культура: источники, традиции, взаимодействие. – М., 2008. – С. 288-294.
9. Сенькина, Ю.Н. К истории изучения «Таинственных повестей» И.С. Тургенева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. Аспирант. тетр. – СПб., 2008. – № 27(61). – С. 230-233
10. Скуднякова, Е.В. «Таинственные повести» И.С. Тургенева в русле развития естественнонаучных тенденций второй половины XIX века: повесть «Клара Милич (После смерти)» // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и социал. науки. – Архангельск, 2007. – Вып. 8. – С. 127-131.
11. Улыбина, О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Н.Новгород, 1996. – 15 с.
12. Улыбина, О.Б. К проблемам поэтики «таинственных повестей» И.С.Тургенева («Сон») // Пятые Короленковские чтения: материалы регион. науч. конф., 25-26 окт. 1999 г. – Глазов, 2000. – С. 47-48.
13. Федунина, О.В. Функции снов и видений в «Кларе Милич» И.С. Тургенева (специфика сюжета и жанровая традиция) // Новый филол. вестн. – 2008. – № 1.
·
·
Приложения
Тесты
А.С. Пушкин
Использование А.С. Пушкиным местоимения "он" по отношению к морю в стихотворении "К морю" (1824) Ю.М. Лотман объясняет следующим образом: в этом
А. грамматическая ошибка
Б. неразличение формальных форм как признак романтического мышления
опора на общемифологический архетип: море - Нептун
использование культурного кода: картина Рубенса "Союз Земли и Воды"