Тема 18 Культура Западной Европы Нового времени (ХVII–ХVIII вв.)
Рубеж XVI–XVII вв. является началом нового этапа в истории Западной Европы. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование национальных культур Нового времени.
В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную и мировоззренческую. Рационалистическое мировоззрение пришло на смену традиционному, теологическому (религиозному). Новый критерий истины и справедливости, который можно было противопоставить традиции и религиозному откровению, был сформулирован Ф. Бэконом. Он провозгласил опыт главным источником знаний о природе, развил новое понимание задач науки. А французский философ, физик, математик Р. Декарт объявил разум человека главным орудием познания мира. В свете этих новых представлений оказываются закономерными поразительные научные завоевания, осуществленные в столетии и послужившие основой для утверждения нового взгляда на природу, человека и его место в системе мироздания.
Однако следует особо подчеркнуть, что рационалистическое мировоззрение не было полностью свободно от идеи Бога. Этому мешали не только окружавшая ученых-рационалистов историческая действительность, но и само их миропонимание, в котором еще оставалось много неведомого, необъяснимого.
В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено посредством разума, составляет отличительную черту людей 18-го столетия. Недаром люди XVIII в. называли свое столетие временем разума и просвещения. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли – главное средство культурного и социального прогресса. Идея естественного права личности на свободу, принадлежащего ей по рождению, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стала одной из самых важных культурных идей XVIII в.
На протяжении XVIII в. происходит укрепление новой ценностно-нормативной системы, в основе которой лежит принцип «естественного права». «Естественное право», т. е. диктуемое самой природой правило человеческого общежития, предписывает принимать каждого человека в качестве свободного и независимого индивида, который соревнуется с другими индивидами, ища свою выгоду. Честная конкуренция, основанная на взаимопризнании индивидов – это «естественное состояние» человека и общества. Формулируются три прирожденных основных права личности: право на жизнь, свободу, собственность.
Свобода существует там, где каждый признается «владельцем собственной личности». Это право отрицает всякое отношение личной зависимости.
Труд, нацеленный на достижение индивидом благополучия и выгоды, признается определяющей формой человеческой жизнедеятельности.
Так постепенно был определен гражданско-правовой идеал человека, который объективно запрашивался эпохой и стал ее символом.
Важные события социальной и политической жизни, научные достижения и открытия, возникновение новых философских систем, новая структура ценностей вызвали определенные изменения в эстетических понятиях и нормах.
В литературе и искусстве XVII–XVIII вв. господствовали две художественные системы: барокко и классицизм. Важнейшим завоеванием века Просвещения стал также просветительский реализм – один из ведущих художественных методов эпохи. На последней стадии просветительского движения (кон. XVIII в.) формируется сентиментализм, отразивший пошатнувшуюся веру в непогрешимость человеческого разума.
Барокко (странный, непонятный) свойственны контрастность, напряженность, стремление к величию и пышности. Искусство барокко сумело передать сложность и противоречивость нового периода европейской истории (например, живопись Рубенса «Вирсавия», Веласкеса «Сдача Бреды»). Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Примером стиля барокко может служить «вечный город» – Рим. Рим нельзя представить без овальной площади перед собором Святого Петра, обнесенной колоннадой; площади Пъяцца дель Пополо; без пышного фонтана Треви со скульптурами Лоренцо Бернини.
Классицизм (образцовый) – обратился к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму были чужды настроения отчаяния и пессимизма. Для эстетики классицизма характерна идея «долга», служения государству, вера в человеческий разум. В литературе идеи классицизма развивали Корнель, Расин, Вольтер, Мольер. В живописи – Пуссен («Танкред и Эрминия»), пейзажист Клод Лоррен. Для архитектуры классицизма характерны четкость форм, логичность планировки, сдержанность украшений (дворец Малый Трианон в Версале – архитектор Ж. А. Габриель).
Барокко и классицизм отнюдь не исчерпывали многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. Многие писатели и художники видели высшее выражение гуманизма в реалистическом отображении действительности. Мастера реалистического направления в произведениях отражали повседневную жизнь, искали индивидуальные характеры. Достаточно вспомнить шедевры Рембрандта («Возвращение блудного сына», «Даная»).
Новые идеи, развивающиеся в произведениях мыслителей ХVII–ХVIII вв. получали дальнейшую жизнь в литературе (творчество С. Ричардсона, Д. Дефо, Дж. Свифта, Ф. Шиллера, И. Ф. Гёте).
Общее содержание культурной эволюции в ХVIII в. определялось тем, что это был последний период длительного перехода от феодализма к классическим формам капиталистического общества и его культуры.
В это время расцветает материалистическая философия, происходит революция в естествознании, научные открытия внедряются в производство. Усиливается культурное взаимодействие, международный обмен философскими, научными, эстетическими идеями, творческими достижениями художников, архитекторов, музыкантов.