Появление искусства и мифологии

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением.

С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство. Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д.

Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире.

На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как:

1) искусство;

2) политическая идеология и др.

В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.Особое место в первобытной культуре занимала мифология. Мифы - предания, сказания, архаичные повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса.

Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях.

У более развитых народов существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.

Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания. На ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились:

1) античная;

2) древнеславянская;

3) скандинавская мифология и др.

Ученые выделяют несколько типов мифов:

1) антропогонические;

2) солярные;

3) лунарные;

4) астральные;

5) зооантропоморфные;

6) космогонические;

7) теогонические и др.

Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков – почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм;

4) магия.

Первобытные люди чувствовали свое единство с природой и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это отождествление приняло форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в родственных отношениях. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коровы в Индии, собак и лошадей у арийских народов). Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символизировалось внешним, важным и близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животного образуют вместе общность, следовательно, все члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид животного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобытного племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна "кровь", что по отношению друг к другу они являются своими.
Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между " своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.

Духовная культура, ее развитие непрерывно связаны с понятием религиозности в миропонимании человечества. Истоки всех современных видов искусства лежат в религиозных верованиях и чувствах человека. Наиболее древней ее формой являлась магия с ее символическими обрядовыми действиями, заклинаниями и строго определенным ритуалом. Многие народности, находящиеся на низкой ступени развития, верят и сегодня, что можно нанести вред врагу и даже погубить его, нанося увечья изображению врага.

Магия породила веру в сверхъестественные свойства как природных, так и сделанных человеком вещей. Отсюда - поклонение животным и деревьям, рукотворным идолам. Этот вид древней религиозности носит название фетишизма. Древний человек верил, что животные и растения обладают, как и он, неуничтожимым жизненным началом, имеют бессмертную душу. Эта вера получила название тотемизма (от северо-индейского "о тотеман" - его род) служила основанием для первобытного человека верить в кровнородственные связи его с определенными животными и растениями.
Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена – к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. С появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии.

Наши рекомендации