Тема 23 Культура Российской империи (ХVIII в.)
Началом формирования русской нации в современной исторической и социологической литературе считается период последних десятилетий XVII в. Завершение его в основных чертах можно отнести к концу XVIII в.
Отличительными чертами русской культуры ХVIII в. были победа светского начала в ней, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании. Все это стало возможно вследствие нарушения монополии религиозного мировоззрения и утраты церковью самостоятельной роли в просвещении и культуре.
Крутой перелом в культурной жизни России был подготовлен реформами Петра I. Они не имели характера коренных социальных преобразований и проводились в интересах дворянства, но они активизировали имевшиеся еще внутренние ресурсы феодализма и тем самым способствовали экономическому и культурному развитию государства.
Преобразования XVIII в. во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых жизненно важных проблем. Важный шаг в развитии сознания связан, в первую очередь, с новым пониманием человеческой личности и ее места в обществе. В человеке перестали видеть только источник греховности, его начали воспринимать как активно действующую личность, ценность которой определялась, прежде всего, приносимой отечеству пользой.
По сравнению с предшествующим временем в обществе увеличивалась система передачи культурных ценностей, формировался новый «механизм» их распространения (светская школа, гражданская азбука, новый литературный язык, печатная книга, газета, журнал и т. д.).
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – первое светское государственное учебное заведение. Затем были открыты ряд профессиональных школ – артиллерийская, инженерная, медицинская. В первой четверти ХVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крепостных крестьян.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили академия, университет и гимназия. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов. По его инициативе в 1755 г. был создан Московский университет, ставший крупнейшим культурным центром.
В 1710 г. была проведена реформа шрифта. Были введены гражданская азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Большая заслуга в расширении издательской деятельности принадлежит представителю русского Просвещения, писателю Н. И. Новикову. Он издавал книги не только по всем отраслям знаний, но и сатирические журналы, в которых критиковал крепостное право.
Первой русской печатной газетой стали «Ведомости», издававшиеся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, а также иностранная хроника.
В 1719 г. был создан первый естественноисторический музей в России – Кунсткамера.
Изменения в жизни русского общества отражались в художественной культуре – литературе, театрально-музыкальном, изобразительном искусстве. Искусство становилось более разнообразным в жанровом отношении (происходит становление искусства портрета, гравюры), получало активную поддержку государственной власти (особенно в строительстве и планировке новых городских ансамблей).
В русской художественной культуре XVIII в. впервые четко определились художественно-эстетические направления: барокко и классицизм. Большое идейно-художественное значение имело развитие авторского начала в искусстве, тесно связанное с новой концепцией личности.
Большое значение для развития русской литературы имело введение гражданского шрифта. М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский стали реформаторами русского языка и стихосложения. Последняя четверть ХVIII в. стала временем расцвета творчества крупнейшего поэта того времени Г. Р. Державина.
В 1756 г. был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр. Директором его стал А. Сумароков, а первым придворным актером – Федор Волков. Театр в России в ХVIII в. приобрел огромную популярность, стал еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. Основоположниками русской драматургии были А. Сумароков и Д. И. Фонвизин, автор бессмертных комедий «Бригадир» и «Недоросль».
Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Над архитектурным обликом столицы Российской империи (с 1721 г.) работали выдающиеся архитекторы своего времени: Б. Растрелли, К. Росси, А. Воронихин, А. Захаров.
Изобразительное искусство ХVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления. Это время расцвета портретной живописи. Лучшие художники ХVIII в. – Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский – смогли создать галерею портретов своих современников. В конце столетия создается одна из богатейших коллекций мира – Эрмитаж.
На рубеже XVIII–XIX вв. в русской культуре появляются новые веяния: практицизм, целесообразность, характерные для духовной жизни первой половины XVIII в. уступают место идейно-нравственным проблемам и исканиям. Серьезное влияние на общественно-культурную жизнь страны оказывали идеи западноевропейского Просвещения, революционные события в Северной Америке, Великая Французская буржуазная революция. Первой антифеодальной идеологией в России стало просветительство, у истоков которого стоял М. В. Ломоносов (1711–1756 гг.). Оно включало широкий круг антиклерикальных и гуманитарных проблем, впервые поставило на обсуждение крестьянский вопрос – один из главных в общественной мысли на протяжении многих последующих десятилетий (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. Н. Радищев).
Развитие культуры России в ХVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в ХIХ в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.
Тема 24 «Золотой век» русской культуры (ХIХ в.)
События начала XIX в. (Отечественная война 1812 г. и движение декабристов) поставили перед русским обществом ряд вопросов: о политической власти и положении различных социальных слоев в русском обществе, об отношении к крепостничеству и самодержавию, о роли народа в общественном движении, о дальнейшем пути развития России.
Пожалуй, самым замечательным десятилетием в развитии духовной культуры явились 40-е годы XIX в. – время формирования основных течений общественной мысли (западничество, славянофильство, революционный демократизм). Различаясь по степени радикализма, все они исходили из необходимости социальных преобразований в России.
Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, публицист В. П. Боткин, П. В. Анненков) были сторонниками буржуазных преобразований в России, которые могут осуществиться путем реформ.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др.) были представителями более сложного и противоречивого общественного движения. В их взглядах сосуществовали вера в самобытный путь развития России и неприятие крепостного права. Как и западники, они отстаивали мирный, постепенный путь социальных преобразований. Очень важны были идеи славянофилов о национальном характере культуры, о борьбе против некритического отношения к иностранным влияниям.
Революционные демократы (А. И. Герцен, В. Г. Чернышевский) призывали к крестьянской революции, в которой видели залог будущего справедливого социального устройства.
Царское правительство провозгласило «теорию официальной народности», основанную на идее самодержавия, православии и народности, и активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи.
Следует отметить, что вопрос об историческом предназначении России был центральным для многих выдающихся мыслителей. «Русской идее» посвящали свои работы Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, П. Я. Чаадаев и А. Герцен, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой – блестящая плеяда мыслителей-философов XIX в.
Для художественной культуры первой половины XIX в. была характерна быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей.
Основным направлением в художественной культуре первой трети XIX в. был романтизм (В. А. Жуковский, А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин, К. А. Брюллов, О. А. Кипренский). Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от западноевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
В последние предреформенные (имеется в виду реформа 1861 г.) десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, в живописи – с именами художников П. А. Федотова, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина. Художники-реалисты объединились в 1870 г. в Товарищество передвижных выставок. В рамках товарищества были созданы картины, уже тогда признанные шедеврами («Христос в пустыне» Крамского, «Бурлаки на Волге» Репина, «Боярыня Морозова» В. Сурикова и многие др.).
К вершинам русского и мирового зодчества принадлежит архитектура русского классицизма начала ХIХ в. – «высокий» классицизм, или ампир. Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы (ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба – архитектор К. И. Росси, Казанский собор в Санкт-Петербурге – архитектор А. Н. Воронихин).
Идейная атмосфера русского общества предреформенных и пореформенных лет отразилась на становлении музыки, на укладе музыкальной жизни. Основателем русской музыкальной школы являлся М. И. Глинка. Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») явилась первой классической русской оперой. Событием культурной жизни стало открытие в 1862 г. Петербургской консерватории. Под влиянием прогрессивных устремлений русского общества сформировалось творческое объединение крупнейших музыкальных деятелей – «Могучая кучка». В него вошли композиторы М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи. Они широко использовали историко-эпические сюжеты, национальный музыкальный фольклор. Выдающимся русским композитором являлся П. И. Чайковский, оставивший богатейшее музыкальное наследие (балет «Лебединое озеро», опера «Пиковая дама»).
Развитие культуры во второй половине XIX – начале XX вв. не было равномерным процессом. Пожалуй, самой важной особенностью общественно-культурной жизни пореформенных десятилетий было распространение и демократизация просвещения. К концу ХIХ в. в России действовало 44545 правительственных школ, 567 средних школ, 9 университетов. Однако около 50 % общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.
Небывалых успехов достигла отечественная наука, усилилась ее роль в общественной и экономической жизни русского общества (Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев А. И. Бекетов, И. И. Мечников, А. С. Попов и др.)
В целом для культуры конца XIX в. характерно преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа.