Структурно-временной анализ урока

Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:

· рациональное распределение всего времени (40-45 минут) между отдельными элементами урока, т.е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление старого материала или на проверку домашнего задания;

· рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;

· распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;

· качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса в это время, сколько времени говорил учитель, а сколько учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т.д.);

· рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.;

· разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Примечание:

По меньшей мере, 3-4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.

Анализ урока по предмету «История мировой художественной культуры»

Тема урока:

«Пейзаж в музыке и живописи».

Цель урока:

· способствовать формированию представления о синтезе искусств (музыка и живопись);

· воспитывать интерес и уважение к родному краю.

Содержание урока:

Структура урока:

1. Организационная часть – 3 минуты.

2. Изложение нового материала – 35 минут.

- подготовка к активному восприятию материала – 5 минут;

- работа в тетрадях: конспектирование – 30 минут.

3. Обобщение – 5 минут.

4. Домашнее задание – 2 минуты.

Основные понятия: Пейзаж, синтез, реализм, средства музыкальной выразительности (лад, тембр, темп). Средства изобразительного искусства (колорит, цвет, фактура).

Основные произведения: П.И. Чайковский: симфония №4 фрагмент второй части, «Осенняя песня»; Э. Григ: «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», русские и норвежские пейзажи.

Задания для учащихся на уроке:

· составление конспекта, внимательное прослушивание музыкальных фрагментов;

· запись основных понятий в словарь.

Домашнее задание:

· написать сочинение-размышление на тему «Сходства и различия музыкального и живописного пейзажей».

Методы обучения: ведущие методы обучения – репродуктивный, наглядный и частично-поисковый.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма организации урока – фронтально.

Усвоение нового материала происходило совместно с учителем, который использовал беседу, а также частично и элементы лекции. В процессе лекционного изложения материала, педагог предлагал ученикам попытаться установить причинно-следственные связи между видами искусства, такими как – музыка и живопись, отталкиваясь от полученных ранее знаний. Учащиеся активно включились в процесс обучения, каждый старался показать свою эрудицию, знания по искусству, которые получают по предмету «Изобразительное искусство».

Закрепление материала урока проходило при большой активности учащихся. Материал урока усвоен, поэтому при определении домашнего задания не возникли вопросы для их разъяснения.

8. Методика «Без слов»[9]

Лист наблюдений за педагогической техникой учителя.

Отметьте ответы на следующие вопросы:

1. На что/на кого смотрит учитель (контакт глаз)?

- некоторые ученики;

- все ученики;

- свои собственные записи;
- доска;

- пол, потолок;

- другой ответ;

- дружелюбное;

- суровое;

- другой ответ.

2. Какова позиция учителя?

- работает с классом;

- работает с доской;

- двигается по классу;

- в основном стоит;

- твердо опирается на обе ноги;

- в основном сидит;

- слишком напряжен;

- слишком расслаблен.

3. Какие жесты учитель использует наиболее часто?

- приглашает учеников к участию в уроке;
- требует более высокого темпа работы;

- подчеркивает рукой;

- указывает;

- привлекает внимание.

4. Какие у учителя движения-стереотипы?

- постукивает по столу;

- «играет» ручкой/указкой;

- «играет» кусочком мела.

5. Каков общий настрой учителя?

- дружелюбный;

- отстраненный;

- напряженный;

- расслабленный;

- беспокойный;

- спокойный;

- уверенный в себе;

- неуверенный в себе;

- энергичный.

Наши рекомендации