Пояснительная записка
Утверждаю____________________
Зам. директора по учебной работе
Агапитова М.А.
Календарно-тематический план
По дисциплине « Режиссура эстрадных программ »
Курс
Специальность «Социально-культурная деятельность»;
Вид: «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».
Преподаватель Сапожинская Е.В.
Санкт-Петербург
2013-2014 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа дисциплины «Режиссура эстрадных программ» составлена в соответствии с Государственными требованиями. Предъявленными к специальности «Социально-культурная деятельность» (специализация «Постановка театрализованных представлений») и ставит своей целью раскрытие творческого потенциала студента, будущего режиссера.
Структура данной дисциплины предусматривает три направления формирования будущего специалиста. Первое – режиссер эстрады. Второе – эстрадный артист-ведущий, конферансье, шоумен. Третье – организатор эстрадных шоу – программ. Полученные знания составят фундамент для самостоятельной профессиональной последующей творческой работы. Если этого не случиться, то у будущего работника учреждения культуры, режиссера массовых театрализованных представлений не будет достаточного теоретического, методического и практического багажа знаний для верной работы с режиссером или артистом эстрады, для самостоятельной работы над эстрадной формой как частью массового действия.
Данная дисциплина тесно связана с «Режиссурой театрализованных представлений», «Основами актерского мастерства», «Словесным действием», Сценической пластикой», «Сценарным мастерством и основами драматургии», т.к. на этих дисциплинах студенты получают практические навыки постановочной деятельности, сценического существования, умения обработки литературного материала и составления сценария.
Обучающий процесс представляет собой сочетание теоретических знаний и практических умений. Индивидуальные занятия помогают при подготовке собственного репертуара студента (как собственных номеров, так и полного конферанса в 3 семестре), а так же в практической постановочной работе над различными эстрадными формами (в 4 семестре).
Целью дисциплины «Режиссура эстрадных программ» является воспитание широкого эрудированного современного специалиста способного к постановочной деятельности в сфере современной эстрады, обладающего способностью к режиссуре эстрадного номера, представления, программы, а так же располагающего возможностью собственной исполнительской работы на эстраде в качестве конферансье или ведущего.
Задачи предмета:
v Создание теоретической и практической базы, позволяющей ставить концертные программы, театрализованные мероприятия с элементами застолья, современные досуговые акции, масштабные и камерные.
v Овладение навыками ведения концертов, праздников, театрализованных выставок, вернисажей, демонстраций мод и т.д.
v Формирование комплекса режиссерских практических навыков, необходимых для постановки эстрадных программ.
Студент должен знать методику и практику формирования концертных блоков тематического концерта, владеть навыками составления монтажного листа, знать методику проведения репетиций, специфику режиссуры миниатюры, скетча, интермедии.
За время обучения у студентов должно сформироваться умение создать замысел одиночного и парного конферанса, умение создавать монологи, репризы и анонсы конферансье, умение проведения репетиции, самостоятельной постановки эстрадного номера – зримой песни, пародии или миниатюры.
Средства обучения: учебные пособия, конспекты теоретических и практических занятий, видеоматериалы, постановка при помощи педагога эстрадных номеров и программ, участие в эстрадных концертах.
Средства контроля: творческие показы, опросы, оценка участия в семинарских занятиях, участие в спектаклях и театрализованных представлениях в зависимости от раздела обучения. В финале изучения дисциплины проводится практический экзамен — показ-экзамен.
В каждом семестре студент должен представить собственные практические работы, продиктованные требованиями тематического плана.
В финале 4 семестра проводится зачет в форме практического концертного показа собственных концертных номеров. Курс заканчивается экзаменом — показом эстрадного концерта в 6 семестре.
Тема учебного занятия | Количество часов | Сроки прохождения (неделя) | Тип урока, форма проведения | Организация самостоятельной деятельности | Планирование результативности (виды контроля и обратной связи) | Образовательный продукт | Обеспечение учебного процесса (наглядность, дидактический раздаточный материал, учебная литература, ТСО) |
2 КУРС 3 СЕМЕСТР - 16 недель | |||||||
РАЗДЕЛ 1. Эстрада – особая область искусства. Основные формы и жанры эстрадного искусства. | |||||||
1.1. Введение в режиссуру эстрады. Основные формы и жанры эстрадного искусства. | 1 - 2 | Установо чное занятие. Лекция. | Конснектирование. Определение тем для самостоятельного изучения. | Проверка конспектов | Эстрада — как вид искусства. Сложность понятия жанр на эстраде. Специфические особенности эстрады как искуства. | Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб. АТИ, 2004. Клитин С.Эстрада.Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. | |
1.2 Творческий опыт советских и российских театров миниатюр. | 3 - 4 | Лекция - беседа Видео- просмотр | Конспектиро вание. Доклады. | Проверка конспектов. Обсуждение и рецензирова - ние докладов | Р.Карцева, В.Ильченко. Своеобразие драматургии. Опыт В.Полякова и др. Режиссура скетча, интермедии, миниатюры. | Уварова Е.Д. «Эстрадный театр: миниатюры,обозрения, мюзиклы». М., 1982. Райкин А.И. «Воспоминания». М., 1998. Видеоматериалы | |
1.3. Театры песни. | 5 - 6 | Лекция. Обсуждение. Видео просмотр. | Конспектиро вание. Доклады-пре зентации. | Проверка конспектов. Обсуждение и рецензирова - ние докладов. | Рождественские встречи А.Пугачевой. Теа-шоу В.Леонтьева и др. Театр песни Е.Камбуровой. Опыт спектакля «Зримая песня» Г.Товстоногова. Зримость – путь от иллюстрации к образности. Зонги в театре Б.Брехта. Спектакли песни М.Розовского. | Петров А. «Песня. Эстрада России. ХХ век.» Лексикон.М., .2000 Мархасёв Л. «ХХ век в лёгком жанре» Изд. Композитор Спб, 2006 | |
1.4. Театр пародии | 7 - 8 | Лекция. Обсуждение. Видео просмотр. | Конспектиро вание. Доклады-пре зентации. Видеопрезентации | Проверка конспектов. Обсуждение и рецензирова - ние докладов. | Творческое наследие «Кривого зеркала». Пародия как самостоятельное творческое наследие. Политсатира И.Набатова. Пародия – гротеск в цирке. Опыт Карандаша (Н.Румянцев). Современные ансамбли пародистов. Художественные достижения петербургского театра БУФФ . | Райкин А. «Воспомина ния» СПб 1995. Шароев И. «Многоликая эстрада» М., 1995. Видео материалы | |
1.5. Мюзик-холл и его эволюция в США, Европе, СССР, России. | 9 — 10 | Лекция. Просмотр видеоматериалов | Конспектирование. Творческие доклады видеопрезентации. | Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады- выступле ния. | Американские традиции. Своеобразие построения программы. Хореография «герлз». Мюзик Холл в СССР. Творческтво К.Голейзовского. Петербургский Мюзик Холл и наследие И.Рахлина. Своеобразие петербургских традиций в Мюзик Холле. Программы Мюзик Холла в самодеятельности. | Клитин С. «Эстрадные заведения» М., 2003. | |
1.6. Спектакли теа-джаза и эстрадных оркестров. | 11 - 12 | Лекция. Просмотр видеоматериалов. Прослушивание аудиозаписей. | Конспектирование. Творческие доклады видеопрезентации. | Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады- выступле ния. | Петербургский театр рок – оперы.Теа-джаз Л.Утесова. Особенности репертуара. Своеобразие режиссуры и актерской игры. Творческий опыт ансамблей «Самоцветы», «Цветы», «Песняры» и т.п. Рок – опера в Европе, СССР, России. Современная музыкально-театральная традиция в творчестве ансамблей «Любе», «Дюна» и др. П | Утесов Л.О. «С песней по жизни» М., 2003 Видео материалы. Аудиозаписи. | |
1.7Эстрадно-цирковые и спортивные шоу. | 13 - 14 | Лекция. Обсуждение. Видео просмотр. | Конспектирование. Творческие доклады видеопрезентации. | Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады- выступле ния. | Творчество М.Местечкина и А.Каштеляна. Традиции «цирков на сцене». Современные программы гимнастов и акробатов. Шоуспорстсменов – фигуристов. Включение в спортиыные программы элементов драмы, цирка, вокала. | Розовский М. «Режиссер зрелища» М., 1973 Видео материалы. Гурвич З. «О жанрах советского цирка». М., 1977 | |
1.8 Театры пантомимы и клоунады на эстраде. | 15 - 16 | Лекция. Обсуждение. Видео просмотр. | Конспектирование. Творческие доклады видеопрезентации. | Проверка конспектов. Обсуждение темы. Доклады- выступле ния. | Творческие направления М.Марсо и В.Полунина. Театр «Лицедеи» в Ленинграде. Опыт российских мимов С.Никитина, Агаджаняна и др. Пантомима в самодеятельности. Клоунада на эстраде. Традиционные и современные маски. Стилистика клоунесс. | Дмитриев Ю.А. «Эстрада и цирк глазами влюбленного» М., 1967г. Славский Р. «Искусство пантомимы» М., 1962 Макаров С. «Клоуны» . Энциклопедия. М., 1995 | |
ВСЕГО ЗА СЕМЕСТР — 32 часа. | |||||||
2 КУРС 4 СЕМЕСТР — 19 НЕДЕЛЬ | |||||||
РАЗДЕЛ II. ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР. ПРИЗНАКИ И ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА. | |||||||
2.1. Номер – основа эстрадного искусства. Основные признаки эстрадного номера. | Лекция | Конспектирование. | Проверка конспектов. Опрос. | Номер как единица эстрадного искусства. Основные признаки эстрадного номера. Отличие эстрадного номера от концертного. | Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб. АТИ, 2004. Клитин С.Эстрада.Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. | ||
2.2. Жанры эстрадного номера. Многообразие эстрадных жанров. «Синтетический» эстрадный номер. | Лекция. | Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Просмотр видеоматериалов. | Проверка конспектов. Опрос. | Жанровое многообразие. Определение понятия «эстрадный жанр». Эстрадный жанр — как специфика выразительных средств номера. Синтетический эстрадный номер. Синтез актёрского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра. | Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004 | ||
2.3. Актёрское искусство и технология выразительных средств жанра. Выявление природы комического в эстрадном номере. | Практи ческое занятие | Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Замыел собственного эстрадного номера. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера | Специфика актёрского существования в эстрадном номере. Влияние выразительных средств на актёрское существование. Основные творческие методы для создания комического эффекта в номере.Комические маски и комические противопоставления. Комический трюк. Темпо-ритмическое построение номера. | Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004 | ||
2.4. Речевые жанры на эстраде. Реприза – неотъемлемое свойство разговорных жанров эстрады. | Практи ческое занятие | Конспектирование. Изучение спец. литературы. Замыел собственного эстрадного номера в речевом жанре. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера. | Речевые жанры — определение понятия. Поиск образа и маски. Реприза — как вербальный компонент комического в эстрадном номере. Основные приёмы построения репизы. | Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004; Ардов В. «Разговорные жанры на эстраде», М., 1968 | ||
2.5. Режиссёр – как создатель драматургии эстрадного номера. | Практи ческое занятие | Конспектирование. Изучение спец. Литературы. Режиссёрская разработка собственного эстрадного номера | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по созданию замысла сабственного эстр. номера | Специфика драматургии эстрадного номера. Индивидуальность артиста. Адаптированное использование литературного материала.Драматургическое обоснование трюка.Определение места для актёрской импровизации. | Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», Спб., 2004; Райкин А. Васпомина ния. СПб., 1995 | ||
РАЗДЕЛ III. ПОСТАНОВКА ЭСТРАДНОГО НОМЕРА | |||||||
3.1. Конферанс. Основные задачи, эволюция образа конферансье, требования к репертуару. | Практи ческое занятие | Конспектирование. Изучение литературы. Просмотр видео. Создание репертуара. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по репертуару конферансье | Конферанс — как искусство импровизированного общения. Конферансье – импровизаторы начала 20 века. Традиции Н.Балиева, П.Алексеева, П.Муравского и других мастеров. Одиночный конферансье. Своеобразие работы конферансье в СССР в 30-70-х годах. Анализ работы современных конферансье России. Импровизация на эстраде – Я.Арлазорова, К.Новикова и др. Опыт петербургского конферансье Н.Поздеева. Требования к репертуару. | Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967 Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004 | ||
3.2. Парный конферанс. Образы конферансье. Маски. Имидж. Введение зрителей в действие и выведение из него. | Практическое занятие | Конспектирование. Изучение литературы. Просмотр видео. Создание репертуара. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации по репертуару конферансье | Образы конферансье. Контрастность. Творческий опыт Л.Мирова и М.Рудакова и В.Нечаева. использование масок в конферансье. Имидж конферансье. Включение зрителей в действие и выключение из него. | Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967 Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004 | ||
3.3. Особенности постановки эстрадного фельетона, монолога, скетча, эстрадных куплетов. | Практическое занятие | Подбор литературного материала для создания эстрадного номера. Драматургический и режиссёрский разбор. Работа над образом. | Рекомендации по созданию эстрадного номера в речевом жанре. | Речевые жанры на эстраде. Отличительные признаки фельетона, монолога, скетча, эстрадных куплетов. Мера перевоплощения в эстрадном монологе. Эстрадный образ. | Ардов В.Е. «Разговорные жанры эстрады и цирка» М., 1967 Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004 | ||
3.4. Режиссёрская разработка эстрадной песни. | Практическое занятие | Изучение литературы. Просмотр видеомаиериалов. Прослушивание аудиозаписей. Создание номера в вокальном жанре. | Рекомендации по созданию эстрадного номера в речевом жанре. | Эстрадное пение как комплекс выразительных средств. Эстрадный образ певца. Театрализация эстрадной песни. Способ существования эстрадного певца. | Шульженко К., Счастье петь для России., СЭЦ, 1975; Смирнов Н. Песня на эстраде. РСЭ, М., 1981. | ||
3.5. Танец на эстраде. | Практическое занятие | Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеомаиериалов. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации. | Специфика танцевального номера. Выступление солистов, дуэтов, ансамблей. | Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004. Видеоматериалы | ||
3.6. Пародия на эстраде. | Практическое занятие | Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации. | Виды пародий на эстраде.Театрализация, как неотъемлемая часть пародии. Отношение пародиста к объекту пародии. Узнаваемость оригинала пародии. Приём преувеличения. | Богданов И.А. «Постановка эстрадного номера» СПб АТИ,2004 Видеоматериалы | ||
3.7. Эстрадный номер на основе пантомимы. | Практическое занятие. | Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов. Замысел эстрадного номера. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации. | Своеобразие пластики в пантомиме, образно-символический язык движений. Игра с воображаемым предметом, с воображаемым партнёром. Система построений пантомимических движений.Условность искуства пантомимы. | Славский Р. Искусство пантомимы, М., 1962; Рутберг И. «Пантомима. Опыты в аллегории», 1975 | ||
3.8.Эстрадно-цирковой номер, клоунада. | Практическое занятие | Изучение литературы. Подготовка сообщения. Просмотр видеоматериалов. Замысел эстрадного номера. | Проверка конспектов. Опрос. Рецензирование и рекомендации | Выразительные средства. Понятие трюк. Особенности актёрского существования. Клоунская маска.Художественные приёмы клоунады.Костюм и грим. | Макаров С. Клоунада мирового цирка, М., 2001 | ||
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ ЭСТРАДНЫХ ТЕАТРОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАСТОЛЬЯ. | |||||||
4.1. Кабаре, особенности организации кабаре во Франции, Германии, России. Специфика эстрадных номеров кабаре. | Лекция | Конспектирование. Изучение материала. Подготовка сообщения и презентации | Опрос. Оценка выступления. Рекомендации. | Особенности концертного действия во французских кабаре 19 века. Опыт Мулен Руж и других кабаре. Своеобразие декоративно-художественного оформления. Работы Тулуз Лотрека и Дега. Кабаре в политической борьбе. «Красные кабаре» в Германии. Творчество Б.Брехта и артистов театра «Берлинер ансамбль» в немецких кабаре в борьбе с фашизмом. Кабаре в России. Творческая связь «Летучей мыши» и МХАТа. Кабаре в Петербурге. | Тихвинский Л.И. «Кабаре и театры миниатюр в России» 1908 – 1917гг. М., 1995. Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. Энциклопедический словарь под ред. Е. Уваровой. М.2000. | ||
4.2. Традиции «Голубых огоньков» в СССР и России | Лекция | Конспектирование. Изучение материала. Подготовка сообщения и презентации | Опрос. Оценка выступления. Рекомендации. | Телевизионные версии. Развитие «огоньков» в праздничных мероприятиях производственных коллективов. Специфика организации художественных выступлений. Музыкально – танцевальные антракты. Игровая программа. Опыт современных приемов и торжеств для жителей Ленинградской области, проводящихся в | Розовский М. «Режиссер зрелища». М., 1973. | ||
Всего за семестр — 30 часов | |||||||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ | |||||||
1. Подготовка репертуара для одиночного или парного конферансов | Индивидуальные занятия | Разработка репертуара. Постановка. Показ на зрителя. | Творческие рекомендации. Помощь в подборе репертуара. Индивидуальные репетиции. | ||||
2. Создание замысла и постановка эстрадного номера | Индивидуальные занятия | Разработка репертуара. Постановка. Показ на зрителя. | Творческие рекомендации. Помощь в подборе репертуара. Индивидуальные репетиции. | ||||
ВСЕГО ЗА СЕМЕСТР — 8 индивидуальных | |||||||
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ -Семинары - Рефераты - Доклады и сообщения - Видеопрезентиции - Показы практических работ | |||||||
СЕМЕСТР ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - ПИСЬМЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ ПО ТЕОРИИ РЕЖИССУРЫ ЭСТРАДЫ - ПРАКТИЧЕСКИМ ПОКАЗОМ ЭСТРАДНЫХ НОМЕРОВ |