Библиографический список. 1. Белик А. А., Резник Ю

1. Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). – М., 1998.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие - М., 2000.

4. Кармин А.С. Культурология.-М., 2003.

5. Культурология XXвек. Словарь. - СПб.,1997

6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1 - 2. – СПб.,1998.

7. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие. – М., 2003.

8. Лотман Ю.М.Семиосфера. - СПб., 2001.

9.Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. В2-х кн. - СПб., 2003.

10. Садохин А.П., Т.Г. Грушевицкая. Этнология: учебник. – М., 2000.

11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – СПб., 1994.

12. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1991.

13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.

14. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М., 1987.

15. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии.- М.,1998.

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА

3.1.Морфология культуры.

3.2.Функции культуры.

3.3.Динамика культуры.

3.4.Типология культуры.

Ключевые слова: морфология культуры, субкультуры, контркультура, специализированная культура, функции культуры, динамика культуры.

3. 1. Морфология культуры

Под морфологией культуры мы будем понимать внутреннюю структуру культуры, ее организационно-функциональное строение (А. Флиер).

Существует множество концепций, которые рассматривают структуру культуры, основываясь на разных исходных положениях. Остановимся на некоторых из них.

1. Внутреннюю структуру культуры можно рассмотреть с точки зрения соотношения ее ядра и периферии.

«Ядро» культуры составляют разделяемые всеми членами общества ценности и признаваемые культурные стандарты: нормы, способы поведения, нормативные установки. Именно «ядро» формирует, облик, психологию нации и человечества в целом. Процесс приобщения индивида к признаваемым культурным стандартам начинается в раннем детстве и наиболее интенсивно происходит в юношеском возрасте. Передача фрагментов «картины мира» осуществляется целенаправленно: через систему воспитания, образования, средства массовой информации. «Хранителями» культурного «ядра» выступают письменные источники, признанные в качестве эталона. «Ядро» культуры защищено определенным образом от «размывания». Защита обеспечивается через систему ритуалов и обычаев политической, экономической, семейно-бытовой деятельности.

Несмотря на то, что любая культура обладает своим «культурным ядром», она сама по себе неоднородна. Субкультуры - целостные суверенные образования, которые разделяют в целом ценности доминирующей культуры, но добавляют к ним свои, свойственные только им. Эти различия находят свое выражение во взглядах, манере поведения, языке. Можно говорить о социально-классовых субкультурах, например, – субкультура городского или сельского производителя, элитарная и криминальна; возрастных субкультурах – детская, подростковая, молодежная, субкультура пенсионеров.

«Ядро» культуры в «нормальном» обществе стабильно и устойчиво, но это не означает, что в культуре невозможно образование нового ценностного ядра. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных установок – это процесс, который постоянно повторяется в мировой культуре. Для его обозначения в современной культурологии используется понятие «контркультура». Например, зарождающееся христианство по отношению к господствующей римской культуре - контркультурный феномен, располагающийся на ее периферии, становится впоследствии на достаточно длительный период «ядром»- христианская культура. Таким образом, под контркультурой мы будем понимать социокультурные ценности, которые противостоят фундаментальным принципам господствующей культуры.

Библиографический список. 1. Белик А. А., Резник Ю - student2.ru Библиографический список. 1. Белик А. А., Резник Ю - student2.ru К периферии культуры относятся не устоявшиеся или уже разрушающиеся нормы, ценности и стереотипы.

2. Концепция морфологии культуры рассматривает с точки зрения структурирования культуры на обыденную и специализированную.

Обыденная культура в данном случае понимается как повседневная практика, она усваивается без специального научения, через обыденные социальные контакты.

Разделение труда способствовало тому, что многие функции человеческой жизнедеятельности выделялись в специализированные профессии, освоение которых требует специального научения, на чем и основывается специализированная культура.

Специализированный и обыденный уровни культуры связывает трансляционный канал. Функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека выполняет массовая культура.

Функции культуры

В словаре «Культурология. XX век» функции культуры определяются как совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Количество функций культуры огромно, остановимся на некоторых их них.

Одной из основных принято считать адаптивную функцию. Она заключается в том, что при помощи искусственно созданной среды обитания (орудий труда, источников энергии) человек смог приспособиться и продолжает приспосабливаться к окружающей его внешней среде.

Ко второй фундаментальной функции культуры относят функцию преобразования и освоения мира, ее обычно определяют как креативную (от лат. creatio – созидание).

Третья функция культуры – коммуникативная. Она содержит передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и др. Общество и культура возможны только в рамках общения.

С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от анг. siqn – знак), буквально – функция приписывания значений и ценностей. То, что не названо, не имеет значения, то не вовлечено в культурный оборот человечества. Например, звездное небо становится частью культуры, только после того как было вовлечено первоначально в сферу мифологических, поэтических, а затем и научных представлений.

Большое значение для человека имеет также и нормативная функция культуры, которая осуществляет накопление норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Обычаи и традиции, приказы, законы, этикет, нравы служат основанием для более сложных нормативных комплексов: права, морали, идеологии.

С нормативной функцией культуры тесно связана релаксационная функция, т.к. любые ограничения даются человеку нелегко и требуют компенсации. Релаксация (от лат. relaxatio ослабление) – искусство физического и психического расслабления, разрядки. К естественным средствам разрядки относится смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, но они индивидуальны. Для снятия коллективного напряжения существуют увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Психологи считают, что варианты релаксации расширились с появлением так называемой массовой культуры, в особенности экранной культуры. Просмотр фильмов – ужасов, боевиков и др. дают возможность символически – вместе с героем – совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Такую же функцию выполняют детективы и приключенческие романы.

Последнее достижение индустрии развлечений – приключения и путешествия в виртуальном пространстве. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря – это все источники релаксации.

Динамика культуры

Слово «динамика» (от греч.dynamis) переводится как «сила». Кода речь идет о динамике в культуре, то подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры.

Динамика культуры - изменение внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие определенных тенденций, а также направленный характер.

Кроме того, термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие культуры проявляется как через увеличение того, что уже есть, так и через возникновение качественно новых форм.

Развитие включает в себя как восходящую линию – прогрессивную (направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и нисходящую - регрессивную (наоборот, переход от высшего к низшему). Регресс включает в себя и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.

В рамках культурной сферы принято выделять несколько источников, которые формируют и поддерживают изменения в культуре. Хотя их соотношение сильно колеблется для разных обществ или периодов, они постоянно действуют в динамике культуры.

1. Инновация - изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия. Их основная задача изменение общественного бытия, выработка новых форм деятельности или организации общества, а также нового типа мышления и чувствования.

2. Заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если культурное наследие – это передача культуры через поколения и время, то заимствования – это ее распространение в культурном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника другим культурным обществом, которые выступает в роли принимающего.

3. Синтез. В качестве отдельного источника динамики культуры обычно принято выделять и синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором рождается такое культурное явление, течение, стиль, которое отличается от составляющих компонентов и имеет собственное качественно иное содержание или форму.

Синтез имеет место в том случае, когда культурная система овладевает достижениями иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развитыми в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей основу.

3.4. Типология культуры

Наши рекомендации