История дизайна, науки и техники
Тема 15. Понятие «дизайн». История становления профессии.
Понятие «дизайн». Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории функций дизайна. Материальная культура Древнего мира (Первобытная эпоха, Бронзовый век, Античность). Материальная культура Средневековья: развитие ремесла. Материальная культура эпохи Возрождения: развитие ремесла, науки и техники.
Специфика художественно-проектной культуры в период мануфактурного производства.
Тема 16. Дизайн и промышленная революция.
Техническая революция и проблемы формообразования. Промышленные выставки 19 века и их вклад в проектную культуру. Проблемы формообразования на рубеже 19 – 20 вв. (первые теоретические концепции эстетики проектирования). Изобретательский бум (Т.А.Эдисон, Отто Лименталь, А.Можайский, Братья Уилбер Райт и Орвил Райт, Ф.Циппелин). Использование новых материалов и конструкций (Хрустальный дворец Джозефа Пакстона). Инженерный и архитектурный стили. Унификация деталей и промышленное проектирование (М.Тонет).
Тема 17. Первые теоретические концепции эстетики
проектирования (Уильям Моррис, Джон Рёскин и др.).
Проблемы формообразования на рубеже 19 – 20 вв. (первые теоретические концепции эстетики проектирования). Практическая эстетика Готфрида Земпера. Критика индустриальной эпохи Джона Рёскина. Уильям Морис и движение «Искусство и ремесла».
Тема 18. Российские промышленные выставки
и пионеры русского дизайна.
Развитие русской инженерно-технической мысли (краткий исторический обзор 17 – 19 вв.). Российские промышленные выставки. Нижегородская ярмарка. Петр Страхов, Яков Столяров. Гиперболоид Владимира Шухова.
Тема 19. Основные стилистические и региональные особенности
модерна в контексте зарождения промышленного дизайна.
Стилизация в дизайне. Формально композиционные характеристики стиля. «Нео»-стили и проектирование предметной среды. Национальные традиции и модерн. Особенности проектирования и образцы утилитарных изделий. Прикладная и печатная графика. Основные представители стиля и из произведения.
Тема 20. Конструктивизм и функционализм
в процессе становления практики дизайна.
Своеобразие американского функционализма. Чикагская школа архитектуры и ее представители.
Особенности немецкого дизайна в начале 20 в. Германский Веркбунд. Питер Беренс и становление европейского дизайна. Влияния авангардных течений в изобразительном искусстве на проектную культуру.
Тема 21. Баухауз: принципы формообразования
и образовательная система.
Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. История и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее, В.Кандинского, И.Альберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды. Последователи и представители Баухауза.
Тема 22. Роль новаторской художественной школы
в развитии советского дизайна (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН).
Роль новаторской художественной школы в развитии дизайна. Эволюция художественного образования в советской России (1918-1930 гг.). Сложение системы пропедевтических курсов как следствие поиска «элементов» искусства. Поиск «минимальной формы». Производственные факультеты в структуре ВХУТЕМАСа.
Тема 23. Художественный авангард в России.
Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство. Художественно-композиционные приемы в творчестве: К. Малевича, В.Татлина, Э.Лисицкого, В.Степановой.
Тема 24. 30-е годы 20 века в Европейском дизайне
(стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна
в предвоенный период.
Основные положения деятельности Ле Корбюзье – дизайнера. Новаторство проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 – 30-х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века.
Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара Аальто.
Тема 25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе
(органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм.
Стиль «Оливетти»).
Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы «Браун» и неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль «Оливетти». Американский дизайн 1940 – 50-е гг.
Тема 26. Дизайн и поп-культура.
Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футуристический дизайн. Предметная среда эпохи освоения космического пространства.
Тема 27. Советский дизайн 1950 – 1970-х гг.
Эксперементальный дизайн.
Сенежская студия. Комплексные культурно-экологические проекты благоустройства территорий. Первые выставки молодых дизайнеров в музее Маяковского. ВНИИТЭ. Поиск новой тематики объектов. Основные концепции экспериментального моделирования. Кинетическое искусство. (Группы: «Движение», «Мир», «Арго». Проекты; Б.Стучебрюкова, Л.Нусберга, В.Колейчука, Ф.Инфанте). Структурно-геометрические формы. (Бондар, Пушкарев, Гамаюнов). Роль материала, фактуры и сюжета. (Ермолаев и группа ТАФ).
Тема 28. Дизайн в эпоху постмодернизма
Дизайн в эпоху постмодернизма. Стиль группы «Мемфис» и «новый дизайн». Итальянский стиль в современном дизайне. Направления и особенности современного американского дизайна. Феномен японского дизайна. «Метаболизм». Развитие информационных технологий и направления дизайна. Творчество крупных современных дизайнеров (3-5 по выбору). Актуальные направления современного дизайна.
Рекомендуемая литература:
1.Аронов В.Р. Дизайн и искусство. – Москва, 1984
2.Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. (Часть1 и Часть 2 – Москва, 1997 – 1998
3.Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. – Москва, 1968
4.Лакшми Бхаскаран.Дизайн и время.(Стили и направления в современном искусстве и архитектуре). – Москва, «Арт-Родник», 2007
5. Дизайн США. (под ред. Хорриган Б.), – Манила, 1989
6.Глазычев В.Дизайн как он есть.(Издание 2-е) – Москва, «Европа», 2006
7.Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебное пособие для вузов. – Москва, «Архитектура-С», 2004
8.Колейчук В.Ф. Кинетизм.(Новое искусство 20 век) – Москва, «Галарт», 1994
9.Лаврентьев А.Н. История дизайна:Учебное пособие. – Москва, «Омега-Л», 2005
10.Михайлов С. История дизайна. Том 1-2: Учеб. для вузов. – Москва, 2004
11.Михайлов С. Кулева Л. Основы дизайна. – Москва, 2002
12.Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна: краткий курс. – Москва, 2004*
13.Нельсон Дж. Проблемы дизайна. – Москва, 1971
14.Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники (книга первая) – Москва, 2006
15.Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники (книга вторая) – Москва, 2007
16.Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. – Москва, «М3-Пресс», 2003
17. Русский графический дизайн 1880 – 1917// Черневич Е., Аникст М., Бабурина Н., – Москва, «Внешсигма», 1997.
18.Хан-Магамедов С.О. Пионеры советского дизайна. – Москва, «Галарт», 1995
19. Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005
_______________________________
*имеется в электронной библиотеке МХПИ