Iv. межкультурные коммуникации
1. Понятия коммуникации и общения. Процесс и структура общения.
2. Культурная перцепция и этнические отношения.
3. Принципы современного межкультурного общения.
1.Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Различать эти два понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как технико-информационный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.
Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.
Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:
Ø кто передает информацию (источник сообщения)?
Ø что сообщается?
Ø по каким каналам передается сообщение?
Ø кому предназначено сообщение?
Ø каков эффект трансляции?
Все источники информации в современном обществе можно подразделить на следующие категории:
Ø индивиды;
Ø властные структуры;
Ø институты СМИ;
Ø группы интересов (партии и общественные движения);
Ø институты культуры, образования, науки, религии.
Информацию передают агенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структурыиздают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ – теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов – представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.
Второй элемент в формуле Лассауэла – что сообщается - обозначает содержание посылаемой информации, под которым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации знаний, оценок, верований.
Содержание информации может подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственного знака до миллиардов бит информации.
Третий элемент – кому предназначено сообщение – указывает на аудиторию. По структуре она не однородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненного читателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество в зависимости от того:
Ø к какому классу, сословию обращено сообщение;
Ø какова степень внушаемости аудитории;
Ø в каком психологическом состоянии находятся люди;
Ø каков уровень образования аудитории;
Ø где проживают люди (село, город);
Ø каков уровень культуры в данной стране;
Ø каков политический режим страны;
Ø каковы религиозные убеждения людей;
Ø каков уровень доверия аудитории к СМИ.
Четвертый элемент формулы Лассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства, редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а, следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.
Пятый элемент формулы – эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов:
Ø квалифицированности организации потока информации;
Ø технической оснащенности средств передачи информации;
Ø широты охвата аудитории;
Ø образовательного и культурного уровня аудитории;
Ø содержания сообщения;
Ø формы подачи, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности;
Ø степени доверительности людей к СМИ;
Ø формы политических запретов;
Ø экономической ситуации в стране;
Ø привлекательности информации для аудитории.
Привлекательность складывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности информации.
Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.
Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.
Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от языка сообщения различают вербальную(в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.
В вербальной коммуникации в качестве передатчика используют человеческую речь, т.е. звуковой язык – систему фонетических знаков, включающую два элемента – лексический и синтаксический. Речьявляется универсальным средством общением в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передается смысл сообщения.
Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги.
Примерно 30% населения Земли старше 15 лет не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные сигналы.
Человечество пользуется письменным языком около 5 тысяч лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из 300 языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.
Часто используемой является также ритуальная коммуникация,под которой понимается процесс реализации социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми.
2.Любое общение начинается с восприятия – перцепции. Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае, ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны.
Межэтнические отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму:
Ø более или менее мирного сотрудничества;
Ø этнического конфликта.
Довольно разнообразны способы межэтнического сотрудничества. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межэтнические браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.
Второй процесс – этническое поглощение, т.е. ассимиляция, - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привели к запустению мест проживания малых народов.
Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом насильственного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. Плюрализм культур, традиций, идеологий несводим к общему основанию. Жизненные формы не могут быть квалифицированы как более высокие или более низкие, верные или неверные. Никакое знание не может быть получено вне контекста культуры, традиции, языка. Проблема не в том, чтобы универсально распространять высшую культуру и единственно верную истину, но в том, чтобы сохранить и развить взаимопонимание разных культур и людей, их коммуникации.
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском, так и на других языках, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так и «этническую пищу» (китайскую, корейскую, мексиканскую), отмечают как национальные (14 июля – день Благодарения), так и местные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим народам и, в свою очередь, чему-то научиться у них.
Американские антропологи говорят, что в США на смену идеи «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одной чашке и приправлены одним соусом.
Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Однако даже при самом удачном стечении дел на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными.
Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлынувшие в открытую Колумбом Америку, обращали «язычников» в собственную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно правильные.
От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма, выдвинутый в 1906 г. американский социологом Уильямом Самнером. Этот принцип гласит, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Например, каннибализм (людоедство) и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, где подобные обычаи практиковались. Американский антрополог Рут Бенедит расширила трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и тогда, когда рассматривается в своей целостности. Обычаи, правила или традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры.
3.В совокупности духовных и предметных факторов культуры большую роль играет культура общения, обозначающая совокупность внутренних (духовных) и внешних (поведенческих) стереотипов, благодаря которым осуществляется взаимодействие между людьми. Стереотипы– упорядоченная определенным образом система информации в межкультурной коммуникации.
Культура общения имеет свои функции. Прежде всего, это воспитательная функция,направленная на формирование и воспроизводство главных черт духовного мира личности и этноса в целом. Эта функция предполагает широкую сеть разнообразных организационных мер, социальных институтов, закрепляющих, развивающих, создающих устойчивые стереотипы общения. Оценочно-регулятивная функция межкультурного общения обеспечивает устойчивость духовных качеств, единство требований к поведению человека. Оценка и самоконтроль, торможение своих желаний, активность, ответственность – основные факторы, выступающие как результат проявления и как цель действия этой функции. И, наконец, коммуникативная функция межкультурного общения выступает как средство связи между людьми и всеобщее условие их совместной деятельности.
Полифункциональность культуры общения способствует стабилизации различных сторон и уровней межэтнических взаимоотношений, приводя их в соответствие с общественными требованиями, обеспечивая тем самым формирование необходимых духовных качеств и направленности поведения.
Неповторимый облик каждой культуры есть результат особой, свойственной лишь данной культуре системы организации элементов опыта, которые сами по себе не всегда являются уникальными и повторяются во многих культурах. Тем не менее, этнические стереотипы поведения и мышления своеобразны для каждой культуры.
Основой формирования этнических стереотипов служат культурные различия, которые легко воспринимаются при межкультурном взаимодействии. Формируясь в зоне этнокультурных контактов на основе систем этнических представлений о воображаемых и действительных чертах собственной и других этнических групп, стереотипы закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур. Легко заметить, что образы «чужаков» складываются не только из реальных черт этих «чужаков», сколько из наших собственных качеств, вытесняемых из сознания и переворачиваемых в ходе психологической разрядки. Этнические стереотипы в ситуациях межкультурного общения выступают «гидами» поведения. На основе сформированных представлений мы заранее прогнозируем поведение представителей другого этноса, и сами того не желая, устанавливаем дистанцию в процессе межкультурного общения.
Восприятие другого этноса – это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой. Обычно восприятие идет через призму своего этнического «Я», то есть определенного традиционного стереотипа мышления и поведения, определяемого этнической принадлежностью. Сейчас, когда этнические различия все больше и больше властвуют над поведением людей, определяя характер восприятия других этносов, межкультурное общение рождает немало проблем.
В межэтническом общении во время социально-экономической, политической нестабильности полнее начинают действовать противоречия, имевшие раньше ограниченное проявление. Это никем не регулируемые извне, постоянно растущие случайные межэтнические контакты в быту, на улице, которые иногда могут и не соответствовать общепринятым стереотипам поведения.
Не секрет, что на возраст, пол, религиозность, манеру поведения обращают внимание в любой этнической культуре, особенно восточной. Все это приходится учитывать в процессе интерпретации поведения партнера в межкультурном общении. Если это член семьи, близкий друг, земляк, мы хорошо понимаем друг друга. Но если он живет в другом регионе, республике, стране, выясняется, что этот человек думает по-другому, говорит иначе, придерживается ценностей, отличающихся от наших. Из-за различий общение приобретает новое измерение, требует особых усилий, большого внимания, сосредоточенности. Разговаривая с близкими друзьями, мы обращаемся к собственному опыту. С представителями другого этноса все иначе.
Формирование навыков межкультурного общения начинается в детском возрасте, когда, общаясь со взрослыми и сверстниками, впитывая устное народное творчество (сказки, песни, игры), ребенок приобщается к ценностям культуры, представлениям о нормах поведения и взаимоотношений, развиваясь по мере накопления и усвоения жизненного опыта. В процессе инкультурации в каждой этнической культуре закладывается механизм воспитания у ее представителей, в первую очередь, уважения к своим традиционным ценностям, а затем к иным культурам.
Таким образом, формируясь и проявляясь в традиции, этнический стереотип становится элементом самосохранения этноса как целостного и неповторимого организма. Этот стереотип играет консолидирующую роль в становлении этнической группы и этноса в целом.
Попадая в иноэтническую культуру, человек оказывается в ситуации, когда привычные стереотипы поведения не приемлемы. Порой кажется, что представители разных этносов обязательно поймут друг друга, если они познакомятся ближе. Однако при низком уровне межкультурной компетенции усиливаются негативные стереотипы и наблюдаются проявления агрессивности. С помощью этнокультурных стереотипов и информационных связей осуществляется распределение информации и организация согласованных действий внутри этноса. Традиционно в этом качестве выступают визиты, публичный и внутрисемейный этикет, другие институты, с помощью которых люди вступают в контакт друг с другом, благодаря которым создается и сохраняется социокультурная общность этносов.
Этнические культурные стереотипы невозможно рассматривать отдельно от культуры общения, так как межэтническое общение – не изолированная область социальной жизни, а механизм, обеспечивающий координацию, функционирование всех элементов человеческой культуры.
Культурамежэтнического общения – это система специфических для данного этноса стереотипизированных форм, принципов, способов коммуникативной деятельности. Система этнокультурных стереотипов специально адаптирована для выполнения социально значимых функций в жизни этноса.
Одним из элементов межкультурного общения является этнический стереотип коммуникаций. Под ним понимаются общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям иноэтнического и внутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, позы, жесты, мимические движения и т.д. Специфика подобных, в сущности универсальных, форм человеческой активности проявляется, прежде всего, в способе их развертывания, в способе структурирования типовых ситуаций взаимодействия.
Например, монголы, как правило, задают в первую очередь вопрос о состоянии скота, находящегося в личном пользовании, и только после этого интересуются благополучием семьи. У американцев на первом месте стоит вопрос о делах, у русских – о здоровье и новостях, представляющих взаимный интерес.
Следует отметить, что межкультурное общение является тем социокультурным механизмом, который обеспечивает возможность согласованной человеческой деятельности. Способы реализации этой ключевой функции специфичны у разных народов. Следовательно, есть все основания говорить не только об ориентирующей и интегрирующей функциях межкультурного общения, но и социально-дифференцирующих функциях, включая специфику этнического и межэтнического общения.
Доподлинно известно, что традиционно бытовые стереотипы в большой степени хранят в себе этническую специфику, вызывая одновременно благожелательную и негативную реакции при восприятии их представителями разных культур. Поэтому очень важно в процессе общения не ограничиваться поверхностным восприятием других этносов, а идти к углубленному взаимопониманию, взаимодействию и взаимообогащению. Назначение культуры межэтнического общения – способствовать более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимопонимания между ними. Все это достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия. Наиболее высокому уровню межэтнического культурного взаимодействия может способствовать сформировавшийся в социально-психологическом плане положительный стереотип мышления и поведения.
Негативные стереотипы, очерняющие другую культуру, рационализируясь, организуются в целую систему взглядов (идеология нацизма, вакхаббизм). В мягкой завуалированной форме противопоставление стереотипных черт одной культуры другой присуще практически любой идеологии. Оно воспроизводится средствами массовой информации, в кино- и видеопродукции, школьных учебниках, где история других этносов освещается тенденциозно.
Для избежания проблемы неприятия этносов необходимо находить положительные черты своей культуры, тем самым, побуждая интерес к ее традициям. Затем попытаться обнаружить отдельные положительные черты и в других культурах и общие, объединяющие их моменты. Только так возможно развитие навыков межкультурного общения. Для этого требуются особые усилия участников межкультурного общения с представителями других культур, целевые социальные программы (совместное обучение, отдых).
В исторический опыт любого этноса включаются и усвоенные им достижения других этносов. Выявление того общего, что имеется в культуре у различных этносов, не умаляет их самобытности. Напротив, это помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений.
Многообразие духовных ценностей отражает многоаспектность и сложность системы духовных потребностей общества. Одной из важных функций духовной культуры является регулирование поведения человека. Благодаря устоявшимся этнокультурным стереотипам происходит негласное регулирование общения между представителями различных этносов, их отношения на производстве и в быту. Вошедшие в быт, ставшие привычкой этнические стереотипы прочно сливаются со стилем жизни. Культура отношений является великой нравственной ценностью, на которой строится культура межэтнического общения. Как сторона духовной жизни общества культура межэтнического общения предполагает создание духовных ценностей особого рода, в которых закреплены общечеловеческие стереотипы как обязательные условия взаимодействия различных этносов. Этнические стереотипы в культуре межэтнического общения имеют программирующий характер, ибо предвосхищают возможные варианты поведения.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. В чем сходство и различие понятий «общение» и «коммуникация»? 2. Какова модель процесса коммуникации? 3. Охарактеризуйте различные типы коммуникаций. 4. В чем сущность культурной перцепции? 5. Дайте характеристику основным видам межэтнических отношений. 6. В чем сущность этнического стереотипа и каково его значение в межкультурном общении? 7. Каково содержание и основные принципы культуры межэтнического общения? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Общением называется: а) процесс обмена информацией; б) вид коммуникации; в) социально-психологический аспект коммуникации. 2. Под ритуальной коммуникацией понимают: а) процесс передачи информации о мире; б) информацию, включающую этнические предубеждения, стереотипы, пристрастность, предрассудки, обывательское мнение; в) информацию, выраженную в приказе, совете, просьбе; г) процесс соблюдения или выполнения социально-предписанного поведения. 3. Какое из определений культурной перцепции является наиболее точным: а) восприятие традиций своей культуры; б) восприятие традиций и ценностей чужой культуры; в) отношение к представителям чужой культуры; г) оценка данной культуры представителями иных культур; д) враждебный характер восприятия другой культуры. 4. Этноцентризм – это: а) оценка чужой культуры через понимание ее ценностей; б) понимание другой культуры с позиций собственной; в) понимание культуры в ее собственном контексте; г) растворение одного народа в другом. |
V. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
1. Многообразие критериев типологизации культур как отражение ее многоаспектности и полифункциональности.
2. Формационная и цивилизационная типология. Цивилизация как социально-культурная общность.
3. Кровнородственные, этнические и национальные культуры.
4. Христианский, индо-буддийский, конфуцианско-даосистский и исламский типы культур.
5. Культура и социальная структура общества. Субкультура. Профессиональный тип культуры. Молодежная субкультура.
1. Понятие «типология» или «классификация» каких-либо явлений отражает стремление исследователей упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Поскольку культура как сложное явление включает множество элементов, сторон, уровней, выполняет множество функций, то и оснований для классификации может быть множество. Главным и обязательным методическим условием любой систематизации должно быть очевидное единство избранного основания. Критериями же могут быть: религия, виды деятельности, региональная принадлежность, хозяйственный уклад, сферы общества, этнический состав населения, исторические эпохи и т. п. Единой универсальной типологизации не может быть в силу различных целей исследования и многогранности самого явления. Однако в культурологии встает проблема поиска критериев, которые бы позволили представить основные типы культур. Поскольку культура непосредственно связана с деятельностью людей, то в качестве основного критерия часто называют различные виды деятельности. Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, которую подразделяют на проектирующую деятельность, познавательную, ценностно-ориентирующую; все формы общественного сознания, духовные ценности, общение
В структурном плане по самым важным видам деятельности, которые обеспечивают целостность и единство общества, можно выделить четыре вида культур.
Ø Культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как хозяйственная, правовая, политическая культуры.
Ø Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная и художественная культуры).
Ø Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, межличностных контактов, информационно – кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта).
Ø Культура физической и психической репродукции и реабилитации (культура физического развития, культура отдыха, питания).
Общество неоднородно по своему составу, оно состоит из различных групп, классов, наций, народностей, т.е. субъектов культуры. На основе этого признака можно выделить:
Ø этнические и полиэтнические культурные образования, формирующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, национальных государств, национально-культурных автономий, субкультуры этносов, племен, кланов; культуры транслокальных образований, выделяемые по основаниям: географическому (культуры народов Латинской Америки, Африки); этнолингвистическому (культуры славян, тюркских народов и т. п.);
Ø экстратерриториальные культурные образования, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, социальных групп, каст; культуры профессиональных и других социальных групп, выделяемых по специализированным областям деятельности; субкультуры общественных групп и объединений политико–идеологического характера (политических партий и общественных объединений, рыцарских и монашеских орденов).
Когда культуру рассматривают в историческом плане, то выделяют культурно-исторические стадии, эпохи, периоды по основаниям: социально-экономическим (общественные формации как культурные эпохи); технологическим (выделение технологий производства, социальной регуляции и коммуникации в качестве основных культурообразующих факторов – присваивающая, доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии социокультурного развития); археологическим (культуры палеолита и неолита, бронзового и железного веков, мустье и кроманьон); культурно-стилевым (эпохи античной классики, эллинизма, готики, Возрождения); общеисторическим (Античность, Средневековье, эпоха Цинь и т.п.).
Флиер А.Я. применяет системный подход к изучению культуры и наряду с такими понятиями, как «культурные черты», «культурные объекты», «культурные формы» использует понятия «культурные системы» и «культурные конфигурации» (см. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М. 2001).
Культурная система представляет собой совокупность культурных черт и форм, исторически сложившихся в практике и сознании некой человеческой общности, и представляет конкретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии. Ее можно изучать как структуру и организацию, как функциональное образование, а можно и как своеобразный «культурный текст». Одним из наиболее интересных аспектов исследования этого «культурного текста» будет выявление доминирующих в нем более или менее универсальных форм социокультурного бытия или, напротив, доминирующих признаков уникальности.
Дихотомия «универсальный – уникальный» позволяет различать такие научные понятия, как «культурная система» и «культурная конфигурация». В принципе культурная конфигурация – это та же система, но рассмотренная в несколько ином ракурсе. Если культурная система как упорядоченная совокупность культурных элементов является характеристикой универсальности рассматриваемого образования, то культурная конфигурация (применительно к тому же объекту) – это неповторимый способ связи его элементов, их уникальная композиция. Таким образом, под культурной системой понимается комплекс черт и форм с точки зрения их типичности, а под конфигурацией – композиционную неповторимость этого комплекса. Такого рода культурные комплексы отличаются эмпиричностью (могут быть систематически описаны), пространственно-временной дискретностью и специфичностью (могут быть выделены среди аналогичных конфигураций, порожденных иными сообществами), более или менее выраженной структурнойцелостностью ифункциональнойсистемностью (могут быть рассмотрены как образования, в которых внутренние связи преобладают над внешними).
В качестве основного принципа для типологизации культур Флиер А.Я. использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе. Под типом социальной солидарности понимается, прежде всего, исторически складывающийся набор принципов и методов упорядочиваниямира как в практической деятельности по социальному миро- устройству (в преобладающих направлениях трудовой деятельности, характере взаимоотношений с соседними народами, выстраивании и регулировании социальных отношений и функций внутри собственного сообщества), так и в области идеальных представлений о мире (общем характере мировоззрения, религии, политической и иной идеологии, представлений о самих себе и о соседях, целях существования, ценностных ориентациях, основных интересах и потребностях). В исторической практике эти два аспекта упорядочивания мира являются взаимопорождающими.
Социальная солидарность находит свое оформление в идеологии, а идеология манифестирует именно этот тип социальной солидарности. Существование общества на избранных основах в течение нескольких десятилетий, и тем более, веков ведет: к накоплению,рефлексии иселекциисоциальногоопыта коллективного и личностного существования именно при этом порядке; к аккумуляции этого опыта в формирующейся специфичной системе ценностей; к воплощению ее элементов во множестве «культурных текстов» и, главное, к социальномувоспроизводствуэтогопорядка, т. е. проявлению социальной солидарности этого типа в следующих поколениях.
В основе каждой культурной системы лежат системообразующие признаки или идеи, определяющие всю конфигурацию системы.
2. Основу формационного подхода составляют несколько положений: идея определяющей роли способа производства в общественном развитии, идея закономерности, идеи линейного развития и прогресса, идея о том, что все народы в своем развитии проходят одни и те же стадии. Согласно этому подходу, человечество в своем развитии прошло несколько общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую – и вступит в коммунистическую. Этим формациям соответствуют и аналогичные типы культур. Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали это членение в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Эта классификация призвана отразить общие черты развития, но она не универсальна. Не все народы прошли рабовладельческую стадию развития. Сам К. Маркс выделял азиатский способ производства, который не вписывался в «пятичленку». Приход коммунистической формации после краха коммунистической системы также маловероятен. Формационный подход привлекает ученых не в силу приверженности марксистскому учению, а идеями линейности, развития и стремлением найти общие черты в культурах.
Термин «цивилизация» имеет несколько значений: это и этап исторического развития, следующий за первобытностью и варв