Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
1.Непонимание проблемы | Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдаленно связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора. |
2.Неумение сформулировать проблему | Часто связано с бедность речи и узостью кругозора автора сочинения. |
3.Неоправданное расширение или сужение проблемы | Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда». «проблема человеческих отношений» и т.п. формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором. |
4. Подмена проблемы авторской позицией | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что…», «Автор доказывает, что…» |
5. Подмена формулировки проблемы пересказом | Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста. |
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
(По Н. Самвеляну)
Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий эксперта |
1. Непонимание проблемы | В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. | Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной. |
2. Неумение сформулировать проблему | В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. | Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…). |
3. Неоправданное расширение или сужение проблемы | Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. | Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения. |
4. Подмена проблемы авторской позицией | Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. | Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора. |
5. Подмена формулировки проблемы пересказом | Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. | Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений. |
Тренировочные упражнения
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени…
(По Ю. Полякову)
1) Проблема отношения человека к своей Родине.
2) Проблема исторической памяти.
3) Проблема взаимоотношений между государствами.
4) Проблема патриотизма.