Краткие теоретические сведения. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором находят широкое применение в
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором находят широкое применение в приводах различных промышленных механизмов благодаря простоте их конструкции, надежности в эксплуатации, высоким энергетическим показателям и сравнительно низкой стоимости.
Момент электромагнитный, развиваемый асинхронным двигателем определяется выражением:
, (1)
где UФ – действующее значение фазного напряжения сети, В;
R1, R`2 – активные сопротивления обмоток соответственно фазы статора и фазы ротора, приведенное к цепи статора, Ом;
X1, X`2 – индуктивные сопротивления обмоток соответственно фазы статора и фазы ротора, приведенное к цепи статора, Ом;
Xk – индуктивное фазное сопротивление короткого замыкания, Ом;
s – скольжение двигателя;
w0 – угловая скорость поля двигателя, рад/с.
Индуктивное фазное сопротивление короткого замыкания
. (2)
Скольжение двигателя – это относительный параметр, характеризующий отставание или опережение скорости вала двигателя скорости поля по отношению к скорости поля:
. (3)
Угловая скорость поля
, (4)
где f – частота напряжения питающей сети, Гц;
р – число пар полюсов двигателя.
Номинальную угловую скорость двигателя можно определить зная номинальную частоту вращения nНОМ [об/мин] по выражению:
. (5)
Номинальное скольжение двигателя
. (6)
Статическую механическую характеристику АД w = f(М) (здесь М – момент электромагнитный) можно построить используя формулу (1) и уравнение связи между угловой скоростью вала двигателя и скольжением:
. (7)
С учетом того, что момент электромагнитный по формуле (1) имеет экстремум (критическое значение), то возможна и другая форма записи зависимости М = f(s), называемая формулой Клосса:
, (8)
где Мk – максимальное (критическое) значение момента, Н×м;
sk – критическое скольжение, соответствующее Мk;
а – параметр (а = R1/R`2).
Момент критический и скольжение критическое определяются выражениями:
, (9)
. (10)
Для асинхронных двигателей большой мощности (Р2НОМ > 100 кВт) сопротивление R1 невелико, тогда можно считать что R1<<Xk и a×sk<<1. Уравнение механической характеристики в этом случае будет определяться выражениями:
, , , .
Обычно в каталогах на асинхронные двигатели не приведены параметры схемы замещения (активные и индуктивные сопротивления фаз обмоток), поэтому вышеприведенные формулы имеют ограниченное применение для расчета статических характеристик АД. В каталогах на асинхронные двигатели помимо номинальных данных (Р2НОМ, nНОМ, cosjНОМ, hНОМ и др.) приводится также кратность максимального момента в двигательном режиме по отношению к номинальному моменту mk = Мk/MНОМ. Кратность максимального момента иногда обозначают l = mk. Умножив номинальный момент двигателя на кратность максимального момента нетрудно найти значение критического момента, используемого в формуле (43).
Значение sk в каталогах не приводится, но оно может быть найдено по известным параметрам асинхронного двигателя.
При этом для машин малой мощности, у которых R1 » R`2, можно принять а » 1, тогда:
, (11)
а для машин большой мощности, у которых R1 » 0, можно принять а » 0, тогда:
. (12)
Таким образом, используя формулы (43, 46, 47 и 42) можно рассчитать статическую механическую характеристику асинхронного двигателя w = f(M) по каталожным данным. Для этого необходимо изменяя скольжение в требуемых пределах с определенным шагом вычислять значения момента по (43) и значения скорости по (42). Следует иметь ввиду, что рассчитанная таким образом характеристика будет представлять собой зависимость угловой скорости вала асинхронного двигателя от момента на его валу.
Чтобы определить скорость с которой будет вращаться двигатель при заданном моменте нагрузки на валу в формулу (43) необходимо подставить вместо М заданное значение момента статического МС и решить его относительно скольжения. Следует иметь ввиду, что решение даст два значения скольжения. Необходимо для дальнейших расчетов выбрать нужное значение s (оно должно быть больше нуля но меньше sk). Затем для выбранного значения s по (42) определить угловую скорость двигателя.
Статическую электромеханическую характеристику асинхронного двигателя w = f(I1) можно рассчитать используя приближенную формулу, предложенную В.А. Шубенко – зависимость I1 = f(s) и формулу связи угловой скорости и скольжения двигателя (42). Формула В.А. Шубенко имеет вид:
, (13)
где I1 – ток фазы статора, А;
I1НОМ – номинальный ток фазы статора двигателя, А;
I0 – ток холостого хода двигателя, А;
М, МНОМ – момент двигателя при скольжении s, который определяется при расчете механической характеристики, и номинальный момент двигателя соответственно, Н×м;
s, sНОМ – скольжение двигателя текущее и номинальное соответственно.
Номинальный ток статора и ток холостого хода можно определить по каталожным данным асинхронного двигателя по следующим формулам:
, (14)
. (15)
На рисунке 7 представлен примерный вид статической механической характеристики асинхронного электродвигателя, рассчитанной по формулам (42), (43).
Рисунок 7 – Статическая механическая характеристика АД
На рисунке 8 представлена статическая электромеханическая характеристика асинхронного электродвигателя w = f(I1), рассчитанная по формулам (42), (48), (49), (50).
Рисунок 8 – Статическая электромеханическая характеристика АД
Контрольные вопросы
1. Что показывает статическая механическая характеристика асинхронного двигателя?
2. Что такое естественная механическая характеристика? В чем разница между естественной и искусственной механической характеристикой?
3. Записать выражение естественной механической характеристики асинхронного двигателя и проанализировать его.
4. В чем разница между моментом электромагнитным и моментом на валу двигателя? Как они соотносятся, например, в двигательном режиме работы?
5. Как изменится механическая характеристика асинхронного двигателя, если напряжение, подводимое к статору, уменьшить в два раза? Начертить эти характеристики.
6. В каких квадрантах плоскости {w, М} изображают статические характеристики в тормозных режимах работы (генераторное торможение, торможение противовключением)? Начертить эти характеристики.
7. Пояснить работу универсального лабораторного стенда при работе исследуемого двигателя в двигательном режиме.
8. Пояснить принцип создания регулируемой нагрузки на валу исследуемого двигателя в универсальном лабораторном стенде.
9. Пояснить процессы преобразования энергии в электромашинном агрегате при работе исследуемого двигателя в режиме генераторного торможения.
10. Начертить электромеханическую и механическую характеристики асинхронного двигателя. На характеристиках указать пусковой ток и пусковой момент. Почему кратность пускового тока велика, а пускового момента нет?
11. Что такое критический момент и критическое скольжение? От каких параметров двигателя и питающей сети они зависят?
12. Показать на статической механической характеристике рабочий участок. Почему он так называется?
Рекомендуемая литература
1. Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод: Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 416 с.: ил.
2. Основы автоматизированного электропривода: Учеб. пособие для вузов/ М.Г. Чиликин, М.М. Соколов, В.М. Терехов, А.В. Шинянский. – М.: Энергия, 1974. – 568с.: ил.
3. Чиликин М.Г. Теория автоматизированного электропривода: Учеб. пособие для вузов / Чиликин М.Г., Ключев В.И., Сандлер А.С. – М.: Энергия, 1979. – 616с.: ил.