Языки культуры, по мнению Хайдеггера, являются домом бытия, совокупностью знаков, способов выражения

Изучение языка культуры осуществляется по 3 направлениям:

- раздел семиотики

- культурная семантика

- лингвистика

Герменевтика - научное направление изучающее языки культуры не только реконструируя текст, но и конструируя смысл.

Классификация языков культуры:

1. естественные, не имеющие автора, возникают и изменяются совершенно закономерно, независимо от воли людей, где создавались соответствующие истории.

2.вторичные языки(художественные), художественная структура языка позволяет передать такой объём информации, которые недоступен для передачи средств элементарного языка.

3. искусственные - языки науки, которая стремится избежать неопределённости информации, которые могут привести к неточностям языка.

24. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена ин­формацией с помощью системы знаков.

Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура может пониматься и транслироваться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого.

Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:

- знаки-обозначения - это слово, обозначающее предмет, действие, свойство и т. д.

- знаки-модели, информация о смысле и способах действия с предметом;

- символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.

Специфика символа как знака состоит в способности вызывать реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с ним.

Код культуры — совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии.

Различаются три глобальных культурных типа:

- дописьменный (традиционный),

- письменный (книжный)

- экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.

Основной культурный код универсален, он работает в любом культурном типе и в любом историческом времени; этот код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры.

Самоорганизация культуры в природе происходит благодаря таким параметрам кода культуры, как предметность, знаковость и идеальность.

Культурная картина мира и культурные архетипы по К.Г.Юнгу.

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства.

В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Наши рекомендации