Языки культуры, по мнению Хайдеггера, являются домом бытия, совокупностью знаков, способов выражения
Изучение языка культуры осуществляется по 3 направлениям:
- раздел семиотики
- культурная семантика
- лингвистика
Герменевтика - научное направление изучающее языки культуры не только реконструируя текст, но и конструируя смысл.
Классификация языков культуры:
1. естественные, не имеющие автора, возникают и изменяются совершенно закономерно, независимо от воли людей, где создавались соответствующие истории.
2.вторичные языки(художественные), художественная структура языка позволяет передать такой объём информации, которые недоступен для передачи средств элементарного языка.
3. искусственные - языки науки, которая стремится избежать неопределённости информации, которые могут привести к неточностям языка.
24. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией с помощью системы знаков.
Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура может пониматься и транслироваться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого.
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:
- знаки-обозначения - это слово, обозначающее предмет, действие, свойство и т. д.
- знаки-модели, информация о смысле и способах действия с предметом;
- символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.
Специфика символа как знака состоит в способности вызывать реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с ним.
Код культуры — совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии.
Различаются три глобальных культурных типа:
- дописьменный (традиционный),
- письменный (книжный)
- экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.
Основной культурный код универсален, он работает в любом культурном типе и в любом историческом времени; этот код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры.
Самоорганизация культуры в природе происходит благодаря таким параметрам кода культуры, как предметность, знаковость и идеальность.
Культурная картина мира и культурные архетипы по К.Г.Юнгу.
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства.
В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
Архетип | Определение | Символы |
Анима | Бессознательная женская сторона личности мужчины | Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус | Бессознательная мужская сторона личности женщины | Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона | Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте | Маска |
Тень | Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании | Сатана, Гитлер, Хусейн |
Самость | Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности | Мандала |
Мудрец | Персонификация жизненной мудрости и зрелости | Пророк |
Бог | Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир | Солнечное око |