Изобразительно-выразительные умения
Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок.
Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении: изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах, передавать; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизованные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использовать некоторых способов стилизации образов реальных предметов.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений.
Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.
В аппликации:самостоятельного использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.
В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.
В конструированиииз разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природного и бросовых материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.
Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.
Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.
Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Результаты развития игровой деятельности | |
Достижения ребенка «Что нас радует» | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
-ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения; -проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; -узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства; -экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность; -адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми. | -не замечает красоту в повседневной жизни; не интересуется искусством; -рисует, лепит, конструирует более охотно при поддержке взрослого; демонстрирует невысокий уровень творческой активности; -показывает относительный уровень технической грамотности, создает изображения примитивными однообразными способами; -затрудняется в планировании работы; -конфликтно участвует в коллективном творчестве. |
Календарно-тематическое планирование
Рисование
Дата | Образовательная ситуация | Цель | |
Сентябрь | |||
2.09. | «Как я провел лето» | Учить детей отображать в рисунках свои впечатления о лете | |
9.09. | «Вкусные дары осени» (овощи) | Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему - Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм | |
16.09. | «Вкусные дары осени» (ягоды, фрукты) | Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему - Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм | |
23.09. | «В грибном царстве, лесном государстве» | - Развивать эстетическое и художественное восприятие, желание разгадывать загадки и изображать грибы, похожие на настоящие | |
30.09 | «Ветка рябины» | - Развивать умение планировать расположение предметов на листе бумаги | |
Октябрь | |||
7.10. | «Лес точно терем расписной» | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева | |
14.10. | «Ветка дуба» | -Учить рисовать ветку дуба; -Закрепить представление о натюрморте, познакомить с понятием «пейзаж» | |
21.10. | «Осенняя береза» | - Учить использовать в рисовании 2, 3 цвета. - В изображении березы добиваться сходства с реальным объектом | |
28.10. | «Ветка ели» | - Учить рисовать ветку ели нетрадиционным способом с тонированием акварелью | |
Ноябрь | |||
4.11. | «Летят перелетные птицы» | - Учить рисовать птиц в полете | |
11.11. | «Сорока белобока» | - Учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке | |
18.11. | «По горам и долам» | - отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах | |
25.11. | «Совушка – сова» | -Учить детей рисовать фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические фигуры (круг, овал) | |
Декабрь | |||
02.12. | «Дремлет лес под сказку сна» | Создание образа зимнего леса по замыслу | |
9.12. | «Новогодняя елка» | - Учить детей рисовать новогоднюю елку | |
16.12. | «Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки» | - Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодной гаммы красок | |
23.12. | «Зимушка – зима» | -Учить детей отражать впечатления, полученные от наблюдения за зимней природой | |
30.12. | «Баба – Яга и леший» | - Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор эпизода сказки | |
Январь | |||
13.01. | «Как весело было на празднике елки» | - Учить составлять сюжет композиции, разбираться в «веселых» и «грустных» цветах | |
20.01. | «Мой любимый зимний праздник» | - Развивать творческие способности детей, рисовать по замыслу | |
27.01. | «Пир на весь мир» (декоративная посуда и сказочные яства) | - Рисование декоративной посуды, по мотивам гжели, дополнение изображений сказочных яств | |
Февраль | |||
3.02. | «Лунная зимняя ночь» | - Учить соотносить поэтический образ с изобразительным. -Учить делать набросок, строить композицию | |
10.02. | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | - Самостоятельное творческое отражение представления о природе разными изобразительно – выразительными средствами | |
17.02. | «Ракета» | - Учить детей рисовать ракету. | |
24.02. | «Моя семья» | - Учить детей располагать сюжет на всем листе бумаги, выделять главное | |
Март | |||
2.03. | «Портрет мамы» | -Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу | |
9.03. | «Заря алая разливается» | - Совершенствование техники по мокрому | |
16.03. | «Золотая хохлома» | - познакомить с хохломской росписью, дать представление об основных элементах | |
23.03. | «Ранняя весна» | - Развивать у детей наблюдательность за весенней погоды | |
30.03 | «Весенняя гроза» | - Отражение в рисунках представлений о стихийных явлениях природы | |
Апрель | |||
6.04. | «Рисуем сказку «Колобок» | - Учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию | |
13.04. | «Друг детства» | - Рисование игрушек с натуры, знакомство с эскизом | |
20.04. | «На дне морском» | - Учить изображать обитателей подводного мира | |
27.04. | «Царевна есть, что не можно глаз отвезти» | - Учить детей в рисунке передавать сказочный образ царевны | |
Май | |||
4.05. | «Цветущая весна» | - Учить пальчиковой технике рисования | |
11.05. | «Весенний букет в вазе» | - учить рисовать в нетрадиционной технике (рисование разнофактурной поролоновой губкой) | |
18.05. | «Яблони в цвету» | - Учить рисовать реалистический цветок яблони с характерными деталями | |
25.05. | «Моя группа» | Учить изображать интерьер. Закреплять навыки перспективы и композиции | |
Календарно-тематическое планирование
Конструирование
Дата | Образовательная ситуация | Цель |
Сентябрь | ||
03.09 | Тема: «Жираф». | Закрепить навыки работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, воспитывать любовь к животным. |
10.09 | Тема: «Веселый крокодил». | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки. |
17.09 | Тема: «оригами «Ёлочка». | Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность. |
24.09 | Тема: «Самолеты». | Учить детей выделять части самолета и устанавливать практическое назначение самолета и его основных частей. |
Октябрь | ||
01.10 | Тема: «Объемная игрушка из соломки «Бычок». | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. |
08.10 | Тема: «Цветы в вазе». | Расширять представление детей об окружающем мире, формировать умение и навыки работы с засушенными растениями, развивать творчество, эстетическое восприятие, чувство композиции, цвета, художественный вкус. |
15.10 | Тема: Игрушки из целой киндер-сюрприза «Рыбка». | Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать усидчивость, аккуратность. |
22.10 | Тема: «Судно». | Помочь детям выделить зависимость формы судна от его практического назначения, формировать обобщенное представление о судне. |
29.10 | Тема: «Двухэтажное здание» | Формировать обобщенное представление о зданиях, учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать нужный строительный материал. |
Ноябрь | ||
05.11 | Тема: Плетение из соломки косички «Плетешок» | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать способность работать руками, развивать кругозор. |
12.11 | Тема: Плоскостная композиция из растений на круге. | Формировать умение и навыки работы с засушенными растениями, закреплять навыки наклеивания различных деталей, развивать творчество, расширять представление детей об окружающем мире, создать хорошее настроение. |
19.11 | Тема: «Щенок». | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий материал, развивать воображение. |
26.11 | Тема: «Грузовой транспорт». | Уточнить представление детей о грузовом транспорте, разнообразии его видов, зависимости конструкции каждого вида транспорта от его назначения. |
Декабрь | ||
03.12 | Тема: «Зайчик» (Волшебные полоски). | Продолжать закрепление навыков работы с бумагой, развивать образное мышление, воспитывать любовь ко всему живому. |
10.12 | Тема: Мордочка котенка из ваты. | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление. |
17.12 | Тема: «Игольница». | Развивать образное и пространственное мышление, моторики кистей рук и глазомера. Обучение ребенка технологическим операциям, воспитание усидчивости, аккуратности и терпения. |
24.12 | Тема: «Мост». | Развивать самостоятельность и инициативу в осуществлении строительного замысла, выполнять постройку согласованно. |
Январь | ||
14.01 | Тема: Мозаика сюжетная из яичной скорлупы «Цыпленок, вылупившийся из яйца». | Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать усидчивость, аккуратность. |
21.01 | Тема: «Гномик». | Развитие сенсомоторики, отрабатывание простейших технологических приемов, развитие глазомера, мелкой моторики рук, воспитание усидчивости и аккуратности. |
28.01 | Тема: Панно из лоскутков «Кораблик». | Учить делать аппликации из ткани, подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, аккуратно вырезать, собирать картинку из нескольких частей. |
Февраль | ||
04.02 | Тема: Игрушка «Рыбка». | Отрабатывание простейших технологических приемов, развитие глазомера, мелкой моторики рук, развитие образного и пространственного мышления, воспитание усидчивости и аккуратности. |
11.02 | Тема: «Мешочки для секретов». | Учить делать аппликации из ткани, подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картинку из нескольких частей. |
18.02 | Тема: Шахматное плетение «Коврик». | Продолжать закрепление навыков работы с бумагой, развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности. |
25.02 | Тема: «Театр». | Закрепить умение детей конструировать здания различного назначения. Развивать художественный вкус. Продолжать учить создавать коллективные постройки. |
Март | ||
03.03 | Тема: «Салфетка». | Учить согласованности в работе глаз и рук, совершенствовать координацию движений, развивать творчество. |
10.03 | Тема: «Косичка» (косое плетение). | Развивать мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, приучать работать обеими руками. |
17.03 | Тема: «Цветочек» (чеканка). | Приобретение знаний и умений при работе с нетрадиционными материалами, расширение кругозора, развитие самостоятельности. |
24.03 | Тема: «Сказочный домик». | Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус. Удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций. |
31.03 | Тема: «Петушок» (чеканка). | Приобретение знаний и умений при работе с нетрадиционными материалами, расширение кругозора, развитие самостоятельности. |
Апрель | ||
07.04 | Тема: Оригами «Мухомор». | Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, воспитывать усидчивость, аккуратность. |
14.04 | Тема: Оригамми «Быстрые ракеты» | Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, воспитывать усидчивость, аккуратность |
21.04 | Тема: «Железнодорожный вокзал». | Упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждая их к проявлению творчества и изобретательности. Учить договариваться о предстоящей работе. |
28.04 | Тема: «Композиция из плодовых семян». | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать фантазию, образное и пространственное мышление. |
Май | ||
05.05 | Тема: «Танк» (конструирование из бумаги) | закреплять навыки работы с бумагой, умение работать с шаблоном., развивать мелкую моторику руки. |
12.05 | Тема: Тряпичная кукла – «Закрутка». | Развивать образное и пространственное мышление, развитие глазомера, мелкой моторики рук, воспитание усидчивости. |
19.05 | Тема: «Колобок». | Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, воспитывать усидчивость, аккуратность. |
26.05 | Тема: «Сувенир из веток и корней». | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий материал. |
Календарно-тематическое планирование
Лепка
Дата | Образовательная ситуация | Цель |
04.09 | «Что мы умеем и любим лепить» | - изучение интересов и возможностей детей в лепке |
18.09 | «Лиса» | - учить детей лепить из пластилина предметы сложной формы по представлению; -учить передавать характерные признаки лисы |
02.10 | «Грибы в корзинке» | - учить детей лепить грибы; развивать ручную умелость |
16.10 | Рисование пластилином «Яблоко» | - познакомить детей с новым приемом лепки – рисование пластилином, учить передавать форму |
30.10 | «Чайный сервиз» | - учить детей лепить конструктивным методом |
13.11 | «Улитка» | - совершенствовать технику раскатывания не большего комка пластилина продольными движениями ладоней для получения удлиненного цилиндра и конуса |
27.11 | «Рыбки играют» | - продолжать освоение рельефной лепки; создавать уплощенные фигуры рыб |
11.12 | «Новогодняя елка» | - учить детей лепить новогоднюю ёлку. |
25.12 | «Снеговик» | - развивать умение детей работать с пластилином, умение соблюдать пропорции |
15.01 | Тема «Черепаха» | Учить детей лепить животных с натуры, передавая характерные особенности формы, частей тела, пропорций. |
29.01 | Лепка Тема «Ежик». | Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, делить целое на части, соединять элементы между собой. |
12.02 | Лепка Тема «Кораблик для папы». | Познакомить с новым приемом лепки – цветовой растяжкой (вода, небо). Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки кораблика |
26.02. | Лепка Тема «Учимся лепить птиц». | Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. |
11.03 | Лепка Тема «Лепим буквы». | Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. |
25.03. | Лепка Тема «Лепим цифры». | Закрепить представление о начертании цифр. Учить лепить цифры разными способами, предложить передать образы знакомых цифр. |
08.04. | Лепка Тема «Кто в лесу живет»? | Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра. |
22.04. | Лепка Тема «Лягушонка в коробчонке». | Создание миниатюр в технике рельефной пластики. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук. |
06.05 | Лепка Тема «Цветы». | Продолжить освоение техники рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры цветов, украшать налепами. |
20.05 | Лепка Тема «Ягода». | Учить лепить из слоеного теста разные формы. |
Календарно-тематическое планирование
Аппликация
Дата | Образовательная ситуация | Цель |
Сентябрь | ||
11.09 | «Аппликация Осенний лист» | - учить ровно вырезать по контору; развивать творческие способности детей |
25.09 | Аппликация «Что нам осень принесла» | - учить композиционно правильно располагать аппликацию, вырезать симметричные формы из бумаги |
Октябрь | ||
9.10 | Аппликация «Осенняя ветка» | - закреплять умение вырезать объемные и симметрические формы красиво их располагать |
23.10 | Аппликация «Чайный сервиз» | - учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги на кусочки |
Ноябрь | ||
06.11 | Аппликация «Чайная чашка» | -учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги на кусочки |
20.11 | Аппликация «Рыбки играют» | - учить детей выполнять аппликацию в технике оригами |
Декабрь | ||
04.12 | Аппликация «Новогодняя ёлка» | - учить детей выполнять аппликацию новогодней ёлки с помощью трафарета |
18.12 | Аппликация «Снеговик» | - учить выполнять аппликацию снеговика |
Январь | ||
22.01 | Аппликация Тема «Старичок – Лесовичок». | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, учить выполнять фигурки из природного материала. |
Февраль | ||
05.02. | Аппликация Тема «Дед мороз». | Развивать у детей воображение, умение передавать разными средствами сказочность действия, Деда Мороза. |
19.02. | Аппликация Тема «Алые паруса». | Учить отражать тему в определенной взаимосвязи предметов, композиционно правильно располагать аппликацию. |
Март | ||
04.03. | Аппликация Тема «Водные жители». | Учить детей делать аппликации на ковролине с помощью волшебных веревочек. Закрепить знания о водных животных. |
18.03. | Аппликация Тема «Мимоза». | Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги, делать мелкие боковые надрезы, объемное наклеивание. |
Апрель | ||
01.04. | Аппликация Тема «Сказочная птица». | Закреплять умение вырезать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности в отличие от реального изображения, учить наклеивать фигурные украшения. |
15.04. | Аппликация Тема «Стрекоза». | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, Учить вырезать формы из бумаги, сложенной втрое. |
29.04. | Аппликация Тема «Бабочки на лугу». | Закрепить изученные приемы вырезания и складывания, учить составлять композицию по замыслу. |
Май | ||
13.05. | Аппликация Тема «Кудрявые деревья». | Вырезание двойных силуэтов разных деревьев с передачей характерных особенностей строения ствола и ажурной кроны. |
27.05. | Аппликация Тема «Цветок из звезд». | Развивать воображение, учить вырезать симметричные формы « на глаз» способом сложения бумаги в несколько раз. |