Вставьте пропущенные понятия
Тема занятия «История первобытной культуры».
2. Мотивация изучения темы.Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие первобытного типа культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению антропо–социо-культурогенезиса как взаимозависимому и взаимообусловленному процессу эволюции человека в природной и искусственной среде. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ОК-1, ОК-2, ПК-20)
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - историю развития культуры, основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».
1. Этапы зарождения, становление и трансформации культуры как системы материальных и духовных ценностей. («История первобытного общества» школьный курс).
2. Антропогенез, социогенеза, этногенез, культурогенез. («История первобытного общества» школьный курс).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
5.1.Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Проблема происхождения человека и культуры (магическая, символическая, орудийно-трудовая и др. теории).
2. Почему первобытная культура занимает самый большой отрезок на всемирной ленте времени?
3. Ранние формы религиозных верований (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм).
4. Что такое синкретизм первобытного мышления?
5. Становление и специфика культуры палеолита.
6. Чем знаменита живопись пещер Альтамира, Ласко и т.д.?
7. Культура мезолита: основные направления и достижения.
8. Что такое неолитическая революция?
9. Анализ первобытной архитектуры Стоунхендж, Нью-Грейдж, менгиры, дольмены, кромлехи.
10. Что свойственно для первобытной скульптуры.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Составить презентации «Ранние формы религиозных верований».
2. Составить схему эволюции материальных артефактов.
3. Выписать определения: кромлех, дольмен, менгир, мегалит, трелит.
4. Что такое неолитическая революция? В чём её причины и что явилось ее результатом?
5. Написать эссе на тему «Почему необходимо изучать доисторический период развития общества?»
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (кейс-задание).
Вставьте пропущенные понятия.
а) У человека - 23 пары хромосом, у высших обезьян - 24. Парижская конференция генетиков в 1971 и 1975 годах одобрила весьма наглядную таблицу гомологии хромосом человека и трех человекообразных обезьян. Из нее видно, что ____________________ - самый близкий наш сородич с почти таким же как у нас кареотипом (особенно близок к нам по хромосомам).
б) В 1876 году испанец Саутуола случайно открыл на территории Испании наскальную живопись, выполненную различными красками. Это было первое знакомство европейцев с древним искусством. Затем находки шли одна за другой, и со временем стало ясно, что в пещере___________________ находится подлинный музей первобытного искусства.
в) Одна крестьянка из селения Ласко на юге Франции рассказала местным юношам о странном отверстии в земле, которое она обнаружила, захотев похоронить своего осла под упавшей елью. Любопытные подростки, легко проникнув внутрь земли, в свете мерцающей лампы увидели на стене изображение красной лошади между рогами двух быков. Позже эта большая пещера (15 на 10 метров) получила название __________.
2. Что более всего способствовало "окультуриванию" первобытного человека? (Ранжируйте следующие факторы):
а) Изготовление и употребление орудий труда.
б) Упорядочение сексуальных отношений.
в) Использование огня.
г) Общение посредством понятийного языка.
д) Приручение животных.
Темы сообщений.
1. Присваивающее и производящее хозяйство в первобытной культуре
2. Отдельные предки современного человека.
3. Значение возникновения речи, появления орудий труда и умение пользоваться огнем для первобытного человека.
4.Объективны ли знания о первобытной культуре? Почему?