Индивидуальные задания. Уроки по лирике Фета
Уроки по лирике Фета
Программа В.Я. Коровиной
Изучению лирики А.А. Фета можно посвятить два или три урока. На первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать его стихи, поучиться читать выразительно и проанализировать стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». На втором (или втором-третьем) уроке — провести практикум по анализу стихотворений «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
Первый урок откроет эмоциональный рассказ о поэте, включающий в себя драматическую историю его детства и юности, повествование о первых поэтических опытах, дружбе с известными в русской культуре людьми, оценке его стихов современниками. Для “погружения” в поэтический мир Фета можно организовать небольшой концерт, включающий исполнение стихов поэта, как известных с начальной школы и 5-го класса, так и новых, предложенных учителем, например: «Чудная картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Уснуло озеро…», «Буря» и других.
В центре урока — обучение чтению и анализу стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором удачно проявились особенности поэтики Фета: восприятие природы как воплощения прекрасного, эстетизация конкретной детали, мимолётное и неуловимое как черты изображения мира природы. Для обучения анализу стихотворения следует использовать вопросы и задания учебника, а также дополнительные вопросы и задания, которые можно предложить для индивидуальной и групповой исследовательской работы.
Вопросы и задания к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
— Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? Почему его одновременно охватывают разные чувства?
— Найдите в описании природы детали, образы и картины, которые изображены поэтом с помощью олицетворений. Какой смысл они придают тексту?
— Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду существительные ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов и глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь.
— Какой характер придаёт стихотворению фрагментарность описаний, например повторение слова “ветер”, передача состояния одним словом?
— Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
— Проанализируйте образы стихотворения. Какими способами они создаются (не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?
— Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился?
— Почему звук рога меняет настроение лирического “я”? Почему в финальной строфе он назван “странником бедным”?
— Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения?
При обучении выразительному чтению следует обратить внимание учащихся на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку.
Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями. Фрагментарность описаний и “мужские” клаузулы коротких чётных стихов делят текст на “кадры”, что придаёт ему “кинематографичность”.
В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.
На втором-третьем уроках следует закрепить умения анализа лирического произведения, проведя урок-практикум по анализу стихотворений Фета «Ещё майская ночь» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Сверхзадачей урока станет понимание школьниками того, что стихи Фета о природе — это прежде всего стихи о человеке, его душевных состояниях, его возможностях преодолевать страдания, учась этому у природы.
Работу на уроке можно организовать так, чтобы вначале коллективно под руководством учителя проанализировать стихотворение «Ещё майская ночь», а работу над стихотворением «Учись у них — у дуба, у берёзы…» организовать в группах, предложив им разные аспекты анализа текста. Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета.
Вопросы и задания к стихотворению «Ещё майская ночь»
— Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская ночь»?
— Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?
— Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что поэт благодарит “родной полночный край”? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
— Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему?
— Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
— Почему майская ночь вызывает у лирического “я” не только любовь, но и тревогу?
— Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
— Какое состояние лирического “я” передают слова и выражения: “тревога и любовь”, “томить”, “с песней”, “невольной”, “последней”? В чём необычность этого состояния?
— В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня “невольная” и, может быть, “последняя”?
У шестиклассников название стихотворения может вызвать ассоциацию с повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для самостоятельной исследовательской работы с текстом можно предложить продвинутым ученикам найти черты общности и различия в стихотворении Фета и описании украинской ночи в начале второй главы повести Гоголя.
Работу по анализу стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…» можно организовать в группах, предложив учащимся вопросы и задания для исследовательской работы.
Группа 1. Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли считать эти образы символами? Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года?
Группа 2. Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении и подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей. Чему и с какой целью они должны учиться “у дуба, у берёзы”?
Группа 3. Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?
Группа 4. Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение?
Группа 5. Как вы понимаете выражения “жестокая пора”, “напрасные слёзы”, “холод лютый”, “скорбящая душа”? Какой символический смысл они придают стихотворению?
Группа 6. Почему с образом весны поэт связывает такие слова, как “гений”, “для новых откровений”, “переболит”?
Заключительный урок по творчеству Тютчева и Фета можно посвятить совершенствованию речевых навыков и провести его как урок развития речи. На нём возможны такие формы работы, как:
- конкурс на лучшее чтение стихотворений Тютчева и Фета;
- краткие рассказы об интересных страницах биографии поэтов, например, о дружбе Фета с Л.Толстым (в подборе таких материалов обязательно должен помочь учитель);
- выступления “экскурсоводов” по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов;
- составление галереи портретов Тютчева и Фета и рассказ об этих портретах;
- прослушивание романсов на стихи Тютчева и Фета и обмен впечатлениями;
- защита рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
- чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе;
- сообщения учащихся о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.
Создание сочинения — интерпретации одного стихотворения представляет собой значительную сложность для шестиклассников, но начинать такую работу нужно уже в 5–6-х классах, так как к старшей школе этот навык должен быть сформирован. Для того чтобы учащиеся выполняли такие задания без страха и с удовольствием, можно предлагать им на первых порах конкретные вопросы и задания, которые помогут в самостоятельной интерпретации стихотворения, не обучая анализу “по схеме”, который обезличивает школьные сочинения.
Вопросы и задания к стихотворению «Весенние воды»
— Как изменяется настроение в стихотворении? Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное? Как эти настроения соотносятся с природным процессом перехода весны в лето?
— Какой образ поэт делает в своём стихотворении самым выразительным? Прав ли он, показывая характерным признаком весны половодье?
— Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.
— Какие приметы зимы и весны видим мы в первой строфе? Какой образ и настроение помогает создать глагольная лексика? Как в этом помогает звукопись?
— Каковы ключевые слова второй строфы? Какие чувства они рождают у читателя?
— Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе. Какая часть речи здесь преобладает? Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным? Какой образ создаётся при помощи слова “толпится”?
— Какое настроение придают стихотворению слова “брег”, “гласят”, “гонцы”? Как мы называем такую лексику?
— Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно? Как это помогает нам почувствовать авторское отношение к изображённой картине?
Индивидуальные задания
- Найдите в стихотворении слова со значением цвета. Как меняется колорит от первой строфы к третьей и как это помогает автору сделать картину весны более выразительной?
- Какими словами создаются в стихотворении звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
- Прослушайте романс С.В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева. Как композитору удалось передать в музыке основные настроения стихотворения?
- Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и «Весенние воды» со стихотворениями «Весенний дождь» А.А. Фета и «Весна» А.Н. Плещеева. Какие чувства и мысли вызывает приход весны у русских поэтов? А у вас?
Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…»
— На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
— Можно ли говорить о том, что Фет рисует окружающий мир при помощи фрагментов, характерных деталей, не всегда тесно связанных между собой?
— Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее состояние человека?
— К какому “далёкому другу” обращены последние строки стихотворения?
— Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.)