Понятие науки и ее социокультурные функции
. Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
Наука по сути своей — явление социальное. Наука как система создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, своя система ценностей. Жизнь в науке переполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый вступает в борьбу не только с познаваемой реальностью, но и в сложные отношения со своими коллегами, общественным мнением. От ученого постоянно требуется подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой его труда, но и различными степенями, званиями и наградами.
Научная деятельность — это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу специфики науки и за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, кибернетика, теория эволюции.
Отличительные черты научного знания: Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов; Объективность, общезначимость, безличность; воспроизводимость и проверяемость, Логическая строгость, точность и однозначность; логическая взаимосвязь. Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.
• Наука - результат творческой деятельности человека.
Эта деятельность:
- интеллектуально рационалистическая
- абстрактная
- подчиняется определенным логическим схематизированным правилам
• Особые символы – мат, физические, экономические, химические и т.п. – абстрактно-отвлеченный язык науки
Основные функции науки:
- познание
- сохранение
- распространение научных знаний
Научная картина мира - полученные в предшествующие эпохи знания и вновь возникшие. Определяющий элемент для представленной картины мира - та область познания, которая занимает лидирующее положение.
Эпоха античности: в астрономии господствовала геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея.
Эпоха Возрождения и Нового времени - возникла гелиоцентрическая система Н.Коперника, признавшая центральное положение во Вселенной Солнца.
Современная наука - признание существования во Вселенной гигантских звездных систем, подобных Солнечной системе.
В современном естественнонаучном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. После научной революции XVII в. вплоть до конца XIX в. физическая картина мира строилась на основе классической механики. Современная физическая картина мира с конца XIX в. начала строиться на основе квантовой механики, также теории относительности. Информационные технологии XX в., безусловно, внесут изменение в картину мира III тыс. от Р.Х.
Цели науки:
- описание, объяснение, предугадывание и прогнозирование процессов и явлений окружающего мира.
Наука - это и теоретическое отражение действительности и способ освоения мира.
Проблема соотношения науки и культуры.
Традиционно некоторые философы продолжают утверждать: «И наука и техника конечно содействуют развитию культуры, вносят в нее свой вклад, который трудно переоценить, но они же обладают по отношению к культуре деструктивными силами» (Зинченко В.П.). Это утверждение неверно по сути своего содержания. Ни наука, ни искусство или литература не стоят в стороне от культуры. Культура не существует вне их. Деструктивные силы, о которых говорится в суждении, так как и наука, их порождающая, не противостоят культуре, а действуют в рамках определенного ее уровня или состояния. Ведь они возникают в силу логики развития самой науки. В науке действует негласный принцип: «Пусть восторжествует истина, даже если погибнет жизнь (Fiat veritas, pereat vita).
Два объяснения можно привести в пользу того, почему этот принцип имеет распространение.
1. Материалистическое мировоззрение, возродившееся в Европе в XVI-XVIIвв., открыло путь прагматизму и меркантилизму, в том числе и в науке.
2. Наука - это высшая форма человеческого любопытства, состояние постоянного творческого поиска, приводящего к разного рода открытиям. И если у ученых нет самоограничителя, это всегда приводит также к таким открытиям, которые имеют и деструктивные последствия .Сейчас чел-во в связи с проблемой клон-ия человека стоит на пороге такого открытия. При этом важно отметить, что деструктивные последствия никогда нельзя обнаружить заранее, ибо они скрыты вполне конкретными познавательными целями, которые на первый взгляд могут стать весьма полезными человечеству.