Архиепископ ерзас. армянская апостольская церковь в исторических судьбах армянского народа
История Армении подобна повести о беспрерывной борьбе за выживание. Миролюбивая христианская страна, искони стремившаяся окружить себя друзьями и вечно окружаемая недругами, Армения еще в пору своей исторической юности познала боль утрат и горечь несправедливости, в полной мере испила чашу опустошения и гонений. Географическое положение страны таково, что интересы окружающих ее и враждовавших между собой государств неизменно скрещивались на Армянском нагорье. Обреченная, казалось бы, на заклание, Армения теряла и оплакивала, но утраты ее были не к смерти, а к бессмертию, ибо верный Своему слову Господь наш Иисус Христос изрек: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Его властная Десница вела древний народ, поддерживая в нем жизнелюбие и жажду творческого созидания. Эта Десница не давала Армении погибнуть, неизменно вырывала ее из когтей завоевателей, и когда в судьбоносном 301 г. Она же указала Армении на христианство, это был недвусмысленный знак к спасению страны и народа. Не только физическое - для продолжения земной деятельности, но и духовное - ради вечности.
Удивительно неразумны мудрствования иных, полагающих, что исторический путь Армении сложился бы благополучнее, откажись она стать христианским государством (да еще первым в мире) и прими навязываемые ей извне религиозные и политические условия. Если бы Армения не вняла гласу Всевышнего, а проявила покорность диктовавшим ей свою волю земным правителям, вполне возможно, что на территории страны воцарилось бы спокойствие. Но то же обманчивое спокойствие могло оказаться концом биографии нашего народа и страны, подобно другим «покорным», скрывшимся в мрачной тени ассимиляции.
Одна из древнейших в мире, Армянская Апостольская церковь на протяжении всей истории христианства была и остается неотъемлемой частью «единой, святой, соборной и апостольской церкви» Христовой. Она называется Апостольской, будучи основанной святыми апостолами Иисуса Христа Фаддеем и Варфоломеем уже в 40-е гг. I в. Вместе с Эфиопской, Коптской, Сирийской и Индийско-Малабарской церквями Армянская Апостольская церковь входит в семью пяти древних православных восточных церквей.
Армянская церковь формировалась как самостоятельная, автокефальная национальная церковь, изначально и неуклонно исповедующая православный Никейский Символ Веры, принятый Отцами Церкви на Первом Вселенском соборе в 325 г. В основе исповедания нашей Церкви лежит Библия (на армянский язык Священное Писание переводилось в период с 405 по 428 г.), а также решения первых трех Вселенских соборов - Никейского (325), Константинопольского (381) и Эфесского (431). В вопросе христологии Армянская Апостольская церковь принимает Эфесское вероисповедание, по которому божественная и человеческая природы Христа соединены (но не слиты) в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность.
Армения является первым в мире государством, провозгласившим христианство своей государственной религией. Это судьбоносное событие произошло в 301 г. по инициативе святого патриарха Григора Партева, которого армяне считают своим христианским Просветителем, и волею царя Трдата III Аршакуни, также причисленного к лику святых.
Но как же царь Трдат III, зависимый от Рима правитель, решился признать христианство государственной религией своей страны еще до того, как император Константин I опубликовал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, допустивший свободное исповедание христианского культа в империи наряду с другими религиями? Это был достаточно резкий и рискованный политический шаг, который мог стоить немалой крови. Очевидно, что так оно и было. Современник описываемых событий, «отец церковной истории» епископ Евсевий Кесарийский пишет, что уже через десятилетие после своего крещения Армения встала на вооруженную защиту новой религии. В 311 г. римский император Максимиан начал карательные акции против армян, «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных». Максимиан пытался вернуть армян к языческому культу и тем самым «сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников - неприятелями... Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами».
Периодом укоренения христианства в Армении обоснованно считается время от принятия его в качестве государственной религии (опуская предшествовавшие этому апостольский и епископский периоды) до Аварайрской битвы 451 г. А важнейшими факторами, повлиявшими на формирование христианского самосознания нации, бесспорно являются создание армянской письменности святым архимандритом Месропом Маштоцем в 405 г. и саму Аварайрскую битву, ставшую первым в мировой истории вооруженным противостоянием одного государства (Армении) другому (Персии) во имя христианства и завершившуюся победой армянского христианского духа. При этом немаловажно, что общенациональное антиперсидское восстание возглавили главнокомандующий войсками страны князь Вардан Мамиконян и католикос Овсеп I Вайоцдзореци.
В создавшихся политических условиях, когда царская династия Аршакуни в 438 г. сошла с исторической арены, национальная церковь удерживала духовную и отчасти политическую власть в стране, а потому вполне закономерно, что освободительная борьба должна была протекать в форме религиозной войны. В официальном ответе армянской верхушки на ультиматум персидского царя Иездигерда говорилось, что в вопросе веры Армения покорна тому, кто сильнее шаха, - Всевышнему Богу. Никто не в состоянии отвратить армянский народ от христианства, ответили участники собора, «ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь, ни вода, ни самые горестные удары судьбы... Ибо не с человеком у нас обет веры... а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков». Армянское войско шло своею «смертью смерть попрать». Христианское сознание напоминало армянам евангельскую мудрость о том, что «если пшеничное зерно, павши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».
Как писал норвежский исследователь Арктики, верховный комиссар Лиги Наций и большой друг армянского народа Фритьоф Нансен, «история армянского народа - сплошной эксперимент. Эксперимент на выживание». На этот эксперимент Армению обрекли не только окружавшие ее иноверные государства, но и папская Европа, настойчиво, но тщетно требовавшая от Армении принятия католичества в обмен на военно-политическую помощь. На этот эксперимент обрекла Армянскую церковь и советская власть: к 1937 г. в Армении были закрыты практически все церкви, арестованы почти все епископы и архимандриты, многие из них расстреляны, а храмы и даже сам Эчмиадзинский монастырь, где располагается всеармянский католикос, подверглись открытому грабежу со стороны властей.
Возрождение к жизни армянских храмов после обретения Республикой Армения самостоятельности в 1991 г. сыграло заметную роль в продолжении высоких духовных традиций, и в первую очередь в возвращении людей в лоно Храма. Впрочем, истинного верующего не нужно возвращать в Храм Божий, который он носит в сердце, независимо от вынужденной физической удаленности от последнего. Человек входит под своды храма, чтобы остаться лицом к лицу с духовностью, наедине с Творцом.
Армянская Апостольская церковь приняла христианство непосредственно от апостолов Иисуса Христа, впитала в себя этот чистейший источник духовности и навек осталась пусть и небольшим, но при этом одним из наиболее серьезных оплотов восточного православия. Армению как страну, первой принявшую христианство в качестве государственной религии, можно без преувеличения назвать одним из символов христианства, каковым она остается по сей день, невзирая ни на имевшие место в прошлом попытки ее исламизации, ни на прошлые угрозы католического Запада, ни на недавние жестокие гонения при атеистическом советском режиме, ни на сегодняшние опасные попытки разобщения социума руками тех же миссионеров-сектантов. Ибо принятие Армянской страной христианства, которое совершилось тысячу семьсот лет назад, было принятием ею целой системы мышления, целой цивилизации.
Вместе с христианством в Армянский мир вошло новое отношение к духовной жизни, новые нравственные категории, благодаря которым армянскому народу за семнадцать столетий было сделано, образно говоря, «переливание духовной крови», без которой он уже не может существовать самодостаточно. Тем более что армяне как восточный народ весьма патриархальны и прощание со своими духовными ценностями ими воспринимается как прощание с самой жизнью. И в этой сфере наша церковь изначально выступала как неутомимая, неустанная воспитательница нации.
В смутные периоды, во времена захватнических войн против нашей страны Армянская церковь, как было показано на примере Аварайрской битвы за Родину и христианство, понимала, что самое важное для страны - объединение всех слоев общества, создание национального очага. Именно в подобных условиях испытывается истинность слов апостола и евангелиста Иоанна, повторенных им вслед за Учителем: «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
Исторически сложилось так, что верховные правители страны практически во все времена старались ограничить социальную роль церкви, что, впрочем, не имело особого успеха. Не будучи теократическим государством, Армения и ее народ во все времена полагались больше на церковную власть, чем на светскую. На это также имелись свои веские причины: в периоды падения царских династий именно Патриарх-Католикос становился фактическим главой государства, присовокупив к своим обязанностям духовного пастыря и верховного судьи функции светского правителя. Католикос всех армян был и остается одним из главнейших символов нации, ее совестью и духом.
Вера непосредственно связана с патриотизмом и выдвигает на первый план миссию защиты Родины в исторической духовной битве. И здесь нередко на первый план выходит личность и авторитет архипастыря - Католикоса всех армян. Французский историк Шарль Диль в книге «Основные проблемы византийской истории» приводит интересные сведения о том, что в соседней с Арменией Византии патриотические лозунги и само слово «родина» появились лишь в X в., в то время как из армянских источников V в. видно, что уже в те времена и даже значительно раньше у армян существовало четкое осознание Армении-Родины. Если не забывать о том, что история Армении - это история непрерывных войн, направленных на ее уничтожение, то Католикос всех армян к тому же воплощал в себе образ воина, являлся воплощением мужества и самопожертвования. Роль и значение Католикоса еще более возрастает в переходные периоды истории, наподобие того, который переживает сегодняшняя Армения.
В связи со сказанным вспомним исторический эпизод, относящийся к Сардарапатской битве (1918г.), поражение в которой могло стереть с географической карты само слово «Армения». Когда Католикосу Геворгу V Суренянцу было предложено покинуть Эчмиадзинскую обитель, к которой уже подступала турецкая армия, Святейший принял категорическое решение остаться в обители и велел бить в колокола всех церквей, призывая паству спасти первое в истории человечества христианское государство. С патриаршей кафедры «горемычный католикос», как он называл себя, обратился к народу:
«Я не предам матерь наших церквей, завещанную нам святыми предками. Я не покину очаг Армянской Апостольской церкви. Если армянское воинство и сам армянский народ не смогут остановить наступление врага, если будут не в силах спасти наши святыни, тогда я готов погибнуть прямо здесь, у порога нашего храма, как ваш духовный владыка, имея над собой благословение Господне. А если и в самом деле пришел конец, отчего не принять его с честью и отвагой, не пресмыкаясь перед заклятым врагом!» «Мы готовы к бою, Святейший! - раздалось со всех сторон. -Мы готовы!» Битва, в которой армянское духовенство приняло самое непосредственное участие, была выиграна и спасла Армению от неминуемой гибели.
Церковь отражает состояние сознания всего общества. Армянская церковь по-прежнему остается единственным институтом, способным сплотить рассеянный по всему миру армянский народ для решения актуальных стратегических национальных задач. В армянском обществе сформировался своего рода социальный заказ на то, чтобы церковь вновь исполняла органичные для нее функции надгосударственного учреждения, сохраняющего аутентичность армянского народа, средоточия его духовности и культуры.
Для любой власти несколько дискомфортно, когда на патриаршем престоле находится сильная личность, ибо для народа в определенные моменты мнение, высказанное в св. Эчмиадзине, может стать значительно важнее мнения, высказанного в президентском дворце. Но только такая сильная личность может адекватно решить те задачи, которое общество ставит перед своей Церковью.
Задание 3.
При чтении текстов, включенных в 3 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:
1. Чем уникален Дагестан в аспекте языкового многообразия, и каковы причины, породившие такое многообразие?
2. Отличается чем-либо отношение народа к своему родному языку в Дагестане от отношения, которое мы встречали у других народов?
3. О каких национальных традициях дагестанцев можно узнать из данных стихотворений? Чем отличается национальный характер этих народов?
4. Кто такой Гамзатов и каково его место в культуре ХХ в.?