Примерные задания для учащихся 8-9 классов
При разработке заданий для школьников 8-9 классов основной акцент был сделан на индивидуальной работе над проблемными заданиями, ответы на которые требуют развернутых высказываний, выдвижения собственных версий и их аргументации.
Задания нацелены на выявление уровня знаний учащихся, их умения анализировать произведения искусства, высказывать эмоционально-ценностные суждения.
Содержание заданий соответствует базовым программам по Мировой художественной культуре и включает, помимо перечисленных выше разделов, задания по культуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и Просвещения, XIX века.
Ниже приведены несколько вариантов заданий, разработанных городским жюри, которые могут быть использованы в качестве «модельных» для проведения школьного тура. По ряду разделов программы (Первобытная культура, Культура Египта, Месопотамии, Древней Греции, Средневековой Европы) могут быть частично использованы варианты заданий для учащихся 5-7 классов (при условии усложнения материала, выведения его на уровень осмысления проблем).
Варианты олимпиадных заданий
(8-9 классы)
«ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»
Внимательно рассмотрите изображение культового места, которое находится в Стоунхендже.
К какому виду первобытных сооружений он относится? Какие детали сооружения подтверждают ваш вывод? На территории какой современной страны расположен этот культовый памятник?
До сих пор ученые не пришли к общему мнению о том, для чего использовалось это сооружение. Изложите известные вам гипотезы. Предложите собственную версию использования данного памятника.
«ЕГИПЕТ»
Основу искусства Древнего Египта составляет идея Вечной жизни. Эта идея воплощена в произведениях с удивительной силой и убедительностью. Рассмотрите предлагаемые изображения:
Какими художественными средствами и приемами пользовался египетский мастер для передачи идеи вечности в скульптуре. Как вам кажется, кто эти люди, запечатленные в скульптуре? Выберите одного из персонажей, предположите, о чем он мог бы размышлять. Попробуйте составить небольшой монолог от имени героя.
«МЕСОПОТАМИЯ»
Рассмотрите изображения.
Культурам каких цивилизаций принадлежат эти мифические существа? Как они называются? Каково было их предназначение? Найдите сходства и отличия. Поразмышляйте, как художественный образ передает важнейшие черты данной культуры.
«ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
Рассмотрите представленные ниже планы различных греческих храмов:
Расставьте изображения (подпишите цифры от 1 до 5) в последовательности, отражающей эволюцию ордерной храмовой архитектуры. Назовите основные типы греческих храмов. Поразмышляйте, как и в связи с чем изменялся облик греческого храма.
«ДРЕВНИЙ РИМ»
Рассмотрите скульптурный портрет Филиппа Аравитянина – одного из римских императоров.
Что вы могли бы рассказать об этом человеке? Какими чертами характера наделил его автор? Каким образом художник дал это понять зрителю?
«СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР: