Инновационные формы регионального управления
Современное управление социокультурного развития региона имеет приоритеты:
-- учет специфики исторического развития области (края, республики, округа);
-- опора на традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на территории;
-- развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения;
-- наличие профессиональных кадров, способных развивать социокультурный потенциал региона, спрос и удовлетворение культурных потребностей, информированности и образования.
В число приоритетных направлений управления социокультурной деятельности, таким образом, входит:
-- создание механизма эффективной реализации законов в области культуры и искусства, закрепление статуса работников культуры, творческих деятелей;
-- в сфере профессионального образования: расширение специализаций в подготовке кадров, разработка инновационных программ и методов обучения;
-- реорганизация системы управления социокультурной сферой, взаимоотношений "центра и периферии", развитие федерализма;
-- выравнивание социокультурного развития территорий, региона, обмен культурной продукцией между территориями, регионом и центром;
-- государственная поддержка культурной самобытности регионов, широкого доступа всех социальных групп к культурным ценностям;
-- установление налоговых льгот социокультурным учреждениям, материальная поддержка культуры средствами предпринимательской деятельности, бюджетных и внебюджетных источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юридических лиц
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию в РБ?
29 ноября Рустэм Хамитов выступил на пятьдесят седьмом заседании Государственного Собрания – Курултая РБ с ежегодным посланием Президента Республики Башкортостан. В нем обозначены основные приоритеты развития Башкортостана на предстоящий год, среднесрочную и долгосрочную перспективу
Не менее важную роль в формировании нового качества жизни человека играет культурная среда, на содержание которой влияет множество факторов. Наш край по праву может считаться одним из центров многонациональной культуры России. Признанной площадкой для проведения культурных форумов самого высокого уровня. Однако мы должны сосредоточиться не на отдельных мероприятиях и показателях, а на системном формировании культурного пространства региона.
Я говорю здесь, в том числе, и об улучшении внешнего облика наших домов, состояния подъездов, дворов, улиц, дорог. О развитии социальной инфраструктуры на селе. Мы формируем культурно-жизненную среду наших городов и посёлков, исходя из наших возможностей и ресурсов. Но затем эта среда сама формирует нас. И если она ветшает и не развивается десятилетиями, то это негативно сказывается на людях, особенно молодом поколении.
К сожалению, наши города и села всё ещё недостаточно «дружелюбны» к человеку. В них преобладает техногенное «давление», но мало уюта и естественной красоты, мест для семейного отдыха, проведения культурного досуга. Зачастую вся культурная жизнь, особенно в малых населенных пунктах, сводится к дискотекам, формальным мероприятиям. Это приводит к пустому времяпровождению, чреватому социальными рисками и конфликтами.
Чрезвычайно слаба материальная база районных учреждений культуры. По этой причине в них порой угасают народные коллективы, самодеятельные театры, оркестры. Задача муниципалитетов – возродить эту работу, не допускать увядания ростков культуры на местах. У нас есть положительные примеры, когда главы районов и хозяйств на заработанные по итогам уборки урожая средства покупают, наряду с сельхозтехникой, комплекты музыкальных инструментов, концертные костюмы для коллективов районного Дома культуры. Приглашают в них из городов грамотных специалистов, предлагая добротное жилье и хорошую заработную плату. В таких районах и экономика на плаву, и культурная жизнь яркая, насыщенная. Молодежь из них не торопится уезжать.
Важным вопросом является повышение зарплаты работников сферы культуры. Перед нами стоит задача – довести к 2018 году заработную плату работников культуры до средней в экономике, то есть за 5 лет фактически удвоить её. И эту задачу мы поэтапно начнем решать уже со следующего года. Будем работать и в части обеспечения работников культуры жильём. Предлагаю выделить на софинансирование в приобретении для них квартир в 2013 году не менее 50 млн. рублей и сделать эту практику ежегодной.
Необходимо продолжить укрепление материальной базы учреждений культуры, ремонт зданий, закупку сценического оборудования. Значительные средства будут направлены на современное оснащение уфимских сценических площадок – Дворца культуры «Нефтяник», Конгресс-холла, Башкирского государственного театра оперы и балета. Планируется масштабная реконструкция комплекса Башкирского художественного музея имени Михаила Нестерова, а также проектирование и строительство нового здания Башкирского государственного театра кукол. Необходимо продолжить работу по модернизации районных дворцов культуры, городских и сельских клубов.
В планах нашей работы зачастую можно встретить подготовку различных концепций и доктрин. Считаю, нужно заниматься больше не теорией, а реальной практикой. Делать упор на разработке и реализации востребованных программ с четко прописанными задачами, сроками, ресурсами и критериями реализации. Это касается и культуры.
Поручаю министерству культуры Республики Башкортостан подготовить программу по обеспечению новыми, качественными инструментами детских музыкальных школ. Например, у нас в республике всего несколько профессиональных роялей ведущей фирмы «Стейнвей», хотя в Китае сегодня они есть чуть ли не в каждом музыкальном учебном заведении. Как результат, сегодня китайская молодежь занимает призовые места не только в спорте, но и на престижных музыкальных конкурсах. Как можно вырастить виртуозов, если наши юные музыканты осваивают технику игры на старых, отвратительного качества музыкальных инструментах?
Беспокоит падение профессионального уровня и творческой активности наших ведущих государственных театров, филармоний и даже именитых ансамблей. Я не вижу былого творческого горения во многих коллективах, стремления достичь новых горизонтов в искусстве. Республика перестала участвовать в престижных театральных конкурсах уровня «Золотой маски», проводить у себя масштабные международные музыкальные форумы.
Сегодня нужно внедрять новые формы театральной и концертной деятельности, развивать авторские направления. Например, ко мне обратились известные люди с идеей создания в республике театрализованного конного шоу, основанного на традициях башкирского народа, которым можно радовать наших гостей, показывать его в других регионах.
Нужно создавать оригинальные имиджевые спектакли, рок-оперы, мюзиклы, другие современные крупные формы, сделанные на хорошем техническом уровне, которые смогут позиционировать сценическое искусство республики на самых престижных всероссийских и международных конкурсах. Предлагаю выделять, начиная со следующего года, на конкурсной основе ежегодно по 100 млн. рублей на 10-15 таких спектаклей или концертных программ. Ярких, зрелищных, использующих современный язык культуры. Например, масштабных костюмированных представлений, показывающих всю многовековую историю народов Башкортостана. Иначе мы так и будем жить старым, прежде наработанным культурным багажом.
Наша литература, музыка и другие достижения культуры пока недостаточно представлены в мировой сети. Рекомендую всем творческим союзам, библиотекам и другим организациям провести системную работу – оцифровать и выложить в глобальную сеть лучшие произведения классиков башкирской литературы, музыки и изобразительного искусства.
Республике необходимо продвигать в сети свои историко-культурные бренды, например, знаменитую Капову пещеру с древнейшей на земле живописью времен палеолита. Сегодня по заказу заповедника «Шульган-Таш» подготовлен и выложен в сеть первый и самый большой в мире виртуальный тур по этой уникальной пещере. Предлагаю продублировать текстовое сопровождение экскурсии на нескольких языках, в том числе и на башкирском. Чтобы педагоги не только республики и других регионов России, но и других стран могли использовать эти материалы в качестве учебного пособия. Это не потребует больших расходов, но произведет огромный воспитательный эффект.
В задачи насыщения культурной среды также входят сохранность памятников культуры, историко-культурных зон. В городах и сёлах многие памятники, в частности, деревянной архитектуры, попросту снесены. Считаю, что массовое строительство в исторических центрах наших городов нужно ограничить. Необходимо сохранять и реконструировать оставшиеся раритеты для будущих поколений. Пример, достойный подражания – обновление в этом году в Уфе «Софьюшкиной аллеи», которая уже стала одним из любимых мест для горожан. Нужно и дальше развивать культурную тему по творческому наследию наших великих земляков Сергея Аксакова, Михаила Нестерова, Рудольфа Нуреева, организовать музейно-экскурсионные маршруты.
К сожалению, в последние годы архитектурный ландшафт наших городов менялся хаотично. Точечные застройки вовсе не подчеркивают неповторимость городских территорий. Мы должны создавать новые архитектурно-ландшафтные зоны. Необходимо задействовать новые технологии, смелые оригинальные решения для моделирования целостного облика урбанизированных пространств.
Города украшают не только красивые здания, но и правильно организованные праздники, фестивали, которые становятся доброй традицией. В этом году в Уфе дважды организовывался пешеходный «Арбат». Проведены фестиваль «Молочная страна», праздник меда, авиационно-спортивное шоу. Такие или аналогичные праздники прошли и в других городах – Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Белебее, Октябрьском. Они очень нужны людям, но нужно серьезно и профессионально подходить к их организации. Всю эту большую работу по развитию культурной среды необходимо рассматривать как важную часть государственных инвестиций в развитие человека.
Понятие субъектов СКД
К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
«Социально-культурные институты» в самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.