Организационно-творческие основы деятельности режиссера культурно-досуговых программ
Работа режиссера по постановке разнообразных форм культурно-досуговых программ, как отмечалось выше , начинается с разработки режиссерского замысла и продолжается его воплощением в режиссерском сценарии, который содержит в себе режиссерское решение, конкретные художественные приемы постановки самого процесса действия и использования выразительных средств, в реализации сценарного и режиссерского замысла.
Однако воплощение драматургического действия в сценическое зрелище – результат творческих усилий творческого коллектива режиссера,так называемой постановочной группы,в которую, в зависимости от формы культурно-досуговой программы входят:
Ассистент режиссера – первый помощник режиссера, руководитель-координатор постановочной группы, через которого организационно-творческие вопросы, возникающие у коллективов или отдельных исполнителей доводятся до главного режиссера. Непосредственно творческая работа ассистента режиссера начинается с включения в процесс обсуждения сценарно-режиссерского замысла, общего сценарного плана и литературного сценария, монтажного листа. По необходимости или по заданию режиссера его ассистент самостоятельно проводит репетиции с коллективами или отдельными исполнителями, а также ведущими.
В организационную работу ассистента режиссера входит информирование участников программы и технических служб ее обеспечения о графике репетиций, а также их непосредственная организация.
Будучи правой рукой режиссера, ассистент выполняет все его творческие о организационные задания.
Художник-постановщик – соавтор художественно-образного решения культурно-досуговой программы, организатор сценического пространства, своеобразный переводчик режиссерского замысла культурно-досуговой программы на язык зрелища. Художник совместно с режиссером превращают пространство сцены, площади, парка, актового зала школы в пространство театра, зрелища.
Сценография и декорационное оформление должны в образно-символической, метафорической форме отражать авторскую идею во всей полноте эмоционального и интеллектуального содержания, а также создавать атмосферу культурно-досуговой программы.
И.Г.Шароев справедливо отмечал, что работа режиссера с художником над пространственным решением сценического действия начинается не с планировок и опорных точек, а с выработки единой творческой позиции, единого смысла и сверхзадачи будущего представления. Только после этого можно приступить к пространственному решению спектакля, нахождению его образного строя.
Художник по свету –соавтор световой драматургии программы, автор детально проработанной световой партитуры. Каждое изменение света, его “переброска”, каждый световой эффект должны не демонстрировать весь диапазон возможностей световой “начинки” конктретной сценической площадки, а создавать художественный образ номера, раскрывать режиссерский замысел.
В руках опытного художника по свету это выразительное средство становится дополнительным элементом мизансцены. “Живопись света” (по определению кинорежиссера С.Юткевича) – это непрерывное движение авторской мысли, динамика программы, единое целое с ней. Режиссеры правомочно говорят о цветосветовой драматургии сценического действия, поскольку не только свет, но и цвет имеет свою эмоционально-выразительную силу. Не зря в живописи присутствуют такие определения как холодный цвет, теплые тона и т.п.
При постановке массовых театрализованных форм культурно-досуговых программ художник по свету возглавляет группу операторов световой техники, а также проекционной аппаратуры (видео, слайды, мультимедийные презентации).
Звукорежиссер в своей профессиональной деятельности создает не просто звуковое оформление программы, а ее художественный образ.Точно найденный совместно с режиссером характер музыкально-звукового ряда досуговой программы является важным компонентом в нахождении нужного темпоритма.
В музыке заключена огромная эмоциональная сила и умело владение ею помогает выстроить стройную драматургическую композицию программы.
Звукорежиссура – самостоятельность область творческой деятельности, имеющая свои законы и грани, а звукорежиссер с помощью монтажа музыки, звука, шумовых эффектов выделяет главные смысловые куски, акцентирует их, а второстепенные уводит на второй план, как-бы затушевывая. Это сродни крупным и общим планам в кинематографе. Звукорежиссер регулирует не силу звука, а смысловую и эмоциональную жизнь программы.
На основе пространственного и мизансценического решения, особенностей сценической площадки звукорежиссер также определяет систему озвучивания и ее объем. Реализуя режиссерский замысел он осуществляет ее музыкальное, звуковое и шумовое решение, определяя также хронометраж каждого номера. Помощником звукорежиссера является звукооператор.
Помощник режиссера– обеспечивает порядок выхода исполнителей на сцену, а таже дисциплину за кулисами; следит на скоординированной работой рабочих сцены. Существуют воспоминания о том, что когда-то в Московском Художественном театре существовал обычай – перед началом спектакля помощнику режиссера, который “вел” спектакль отдавали ключи от театра. Этим подчеркивалось то, что на это время от становится единственным хозяином сцены.
Состав творческой постановочной группы массовых театрализованных форм культурно-досуговых программ (театрализованный концерт, театрализованное представление, праздник, фестиваль и др.) дополняют музыкальный руководитель, главный балетмейстер, художник-гример.
Важным этапом предварительной постановочной работы является разработка четко продуманного репетиционного плана, без которого невозможно представить полноценную работу творческого коллектива. Репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, а затем и на сценической площадке, где непосредственно будет проходить культурно-досуговая программа. Срывы или нечетко организованные репетиции всегда ставят под сомнение успех культурно-досуговой программы.
Репетиция( от лат. repetitio – повторение) – основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, культурно-досуговых программ, а также отдельного номера и эпизода путем многократных повторений (целиком или частями). Несмотря на то, что семантика слова содержит в себе смысл механической работы, на самом деле каждая из репетиций, начиная с застольной и заканчивая генеральной – живой, творческий процесс. Как выразился известный театральный режиссер Питер Брук: "Репетировать – это думать вслух".
В первый, застольный период репетиций режиссер собирает свою художественно-постановочную группу с целью ее знакомства с замыслом программы, ее сверхзадачей, а также составлением постановочного плана. В ходе застольных репетиций может проходить читка литературного сценария, определение сквозного действия всей программы и отдельных исполнителей.
И.Г.Шароев дает совет не вдаваться на этом этапе в подробности, тем более технические, поскольку этоможет увести творческий коллектив от главного. Задача режиссера на первой встрече – дать магистральное направление творческой фантазии каждого из группы через ясность и точность донесения режиссерского замысла.
Следующий репетиционный этап – просмотр номеров, включенных в сценарий культурно-досуговой программы. Задача просмотровых репетиций – отбор номеров из уже имеющегося репертуара коллектива или исполнителя или оценка художественного уровны специально подготовленного номера. Желательно, чтобы в просмотре и отборе номеров принимали участие все члены постановочной группы.
Далее проходят индивидуальные репетиции номеров иди отдельных эпизодов, в которых наряду с творческой группой участвуют и технические службы, задействованные согласно режиссерской партитуре( монтажному листу). Индивидуальные репетиции по заданию режиссера-постановщика могут проводить ассистенты режиссера.
Монтировочные ( монтажные) репетиции – это сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств культурно-досуговой программы.. На сцене в соответствии с утвержденными режиссером эскизами декораций устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются, по необходимости, способы и средства для быстрой его смены, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эффектов и т. д.
Эти репетиции проводятся также с целью построения общей мизансценической композиции, отработки монтажных стыков между номерами и эпизодами. Именно мизансценическая связка,продуманная и реализованная режиссером на этих репетициях, объединить номера в целостный тематический эпизод. Монтировочные репетиции призваны также отрегулировать все вопросы, связанные с техническим обеспечением номеров и эпизодов перед сводной и прогонной репетициями.
Прогонная (сводная) репетиция –дальшейший этап работы над постановкой культурно-досуговой программы, который заключается в объединении отдельных эпизодов программы в единое сценическое действие, корректировке общего мизансценического рисунка. Во время прогонной репетиции режиссер не останавливает сценическое действие, чтобы исполнители почувствовали целостность сценического действия, его атмосферу, темпоритм, а лишь записывает, “берет на карандаш” свои замечания и по ее окончании анализирует достоинства и недостатки увиденного. Эти репетиции обнаруживают ненужные паузы, затянутость сценического действия, ритмические «дыры».
Слаженность хода прогонной репетиции, а тем более всей программы, в большой степени зависит от точности работы ассистента и помощников режиссера, от того, насколько слаженно они взаимодействуют, выполняя возложенные на них обязанности. Собственно, во время прогонных репетиций каждый из них отрабатывает технологический алгоритм своих действий.
Одна из организационных задач прогонных репетиций – придать уверенность не только всем службам обеспечения сценической постановки программы, но и ее ведущему, от профессионализма работы которого зависит не только темпоритм программы, но и непрерывность драматургического действия.
После прогонных репетиций иногда возникает необходисость в дополнительном репетиционном времени для ликвидации просчетов и недоработок. Поэтому в репетиционном плане после первого прогона предусматривается время для репетиций «по назначению».
Генеральная репетиция – завершающий этап работы над воплощением культурно-досуговой программы. Она идет без остановок, также как будет идти программа. После генеральных репетиций режиссер дает замечания каждому из исполнителей или техническому персоналу. По необходимости на следующий день назначается корректировочная репетиция с учетом предыдущих замечаний и проводится вторая генеральная репетиция.
Итогом организационно-творческой работы режиссера культурно-досуговых программ является ее непосредственный показ, сценическая постановка. Во время программы режиссер обычно находится на сцене, рядом со своими помощниками. Однако если он не уверен в действиях той или иной технической службы, если у этой службы сложная партитура, то его место – рядом с ней. Анализ постановки культурно-досуговой программы, ее достоинств и недостатков завершает режиссерскую работу.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику творческой группе режиссера культурно-досуговых программ.
2. Какие виды репетиций обеспечивают постановку досуговой программ?
3. Обобщите организационно-творческие аспекты деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
Литература
1. Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений / И.Э. Горюнова. – СПб.: Композитор, 2009. – 204с.
2. Гуд, П.А.Тэхналогіястварэння свята: вучэб. дапам. / П.А. Гуд. – 2-е выд., стэрэатып. – Мн.: Бел.дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2008. – 224с.
3. Камінскі, А.Я.Рэжысуратрадыцыйнагаабраду: вуч.-метад.дапам. / А.Я. Камінскі. – Мн.: Бел.дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2009. – 112с.
4. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч.2/ В.Э.Мейерхольд. – М.: Искусство, 1968. – 286 с.
5. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учеб.пособие для вузов культуры и искусств / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1986. – 463с.
6. Эйзенштейн С.М.Избр. произв. В 6-ти т., т.5 / С.М.Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1968. – 480 с.
7. Эфрос, А. Профессия: режиссер / А. Эфрос. – М.: Искусство, 1979. – 132с.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Аль, Д.Н. Основы драматургии: учеб.пособие / Д.Н. Аль. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 280 с.
2. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. – М.: Искусство, 1961. – 220с.
3. Волькенштейн, В.М. Драматургия / В.М.Волькенштейн. – М.: Сов.писатель, 1979. – 439 с.
4. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристической анимации: учебно-практ. пособие / Т. И. Гальперина. – М.: Советский спорт, 2008. – 292с.
5. Генкин, Д.М., Конович, А.А.Сценарное мастерство культпросветработника/ Д.М.Генкин, А.А.Конович. – М.: Сов. Россия, 1984. – 136 с.
6. Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений / И.Э. Горюнова. – СПб.: Композитор, 2009. – 204с.
7. Гуд, П.А.Тэхналогіястварэння свята: вучэб. дапам. / П.А. Гуд. – 2-е выд., стэрэатып. – Мн.: Бел.дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2008. – 224с.
8. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
9. Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – с.43-51.
10. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 156 с.
11. Марков, О.И. Сценарная культура режиссера театрализованных представлений и праздников: учеб.пособие / О.И.Марков. – К.: КГУКИ, 2004. – 408 с.
12. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч.2/ В.Э.Мейерхольд. – М.: Искусство, 1968. – 286 с.
13. Митта, А. Кино между адом и раем / А. Митта. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 475с.
14. Розовский, М. Режиссура зрелища / М. Розовский. – М.: Сов. Россия, 1973. – 260с.
15. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1983. – 610с.
16. Станиславский, К.С. Собр. соч-й. в 6-ти т., т.4 / Станиславский К.С. – М.: Искусство, 1957. – 376 с.
17. Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре теартализованных представлений / Д.Б.Тихомиров. – М.: Сов. Россия, 1977 – 128 с.
18. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. – Л.: Искусство, 1974. – 132с.
19. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю. М. Черняк. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 224с.
20. Чечетин, А.Н. Основы драматургии: учеб.пособие для вузов культуры и искусств / А.Н. Чечетин. – М.: МГУКИ, 2004. – 148с.
21. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учеб.пособие для вузов культуры и искусств / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1986. – 463с.
22. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учеб.-метод. пособие / И.Б. Шубина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
23. Эйзенштейн С.М.Избр. произв. В 6-ти т., т.5 / С.М.Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1968. – 480 с.
24. Эфрос, А. Профессия: режиссер / А. Эфрос. – М.: Искусство, 1979. – 132с.
25. Яхонтов, В.Н.Театр одного актера / В.Н.Яхонтов. – М.: Искусство, 1958 . – 164 с.
Дополнительная
1. Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А.А. Аникст. – М.:Искусство, 1967. – 302 с.
2. Богомолов, Ю.А. Курьеры муз / Ю.А.Богомолов. – М.: Искусство, 1986. – 130 с.
3.Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев.—М.: Искусство, 2002. – 579 с.
4. Бирюкова, Т.П. Особенности сценария культурно-досуговых программ как средства инкультурации личности / Т.П.Бирюкова// Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – с.52-59.
5. Верниковский,Э.В.Режиссура клубных массовых представлений / Э.В.Верниковский, -- Л.: Искусство, 1977 – 165 с.
6. Винничук, Л.В. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л.В.Винничук. – М.: Высшая школа, 1988 . – 496 с.
7. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества: учеб.пособие / В.Л.Дранков. – Ленинград: ЛГИК, 1991 – 75 с.
8. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология (взаимодействие людей людей в жизни и на сцене) / П.М. Ершов. – М.: Искусство, 1972. – 120с.
9. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра / В.И. Немирович-Данченко. – М.: Искусство, 1989. – 570с.
10. Камінскі, А.Я.Рэжысуратрадыцыйнагаабраду: вуч.-метад.дапам. / А.Я. Камінскі. – Мн.: Бел.дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2009. – 112с.
11. Козинцев, Г.М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.5 / Козинцев Г.М. – Л. Искусство, 1986. – 622 с.
12. Костелянец, Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие / Б.О. Костелянец. – Л.: Искусство, 1976. – 218 с.
13. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (поэтика мизансцены): учеб.пособие / Ю. Молчанов. – М.: Просвещение, 1981. – 351с.
14. Основы системы Станиславского / учеб.пособие; сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512с.
15. Ратнер, Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. – М.: Искусство, 1979. – 135с.
16. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураева. – М.: Сов. Россия, 1974 – 257 с.
17. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены: Статьи. Записи репетиций / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1980. – 311с.
18. Хализев,В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е.Хализев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 260 с.
19. Хренов, Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. – М.: Просвещение, 1981. – 246с.
20. Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; редкол.: Н.А. Хренов [и др.]. – М.: Наука, 2004. – С. 480-501.
21. Шангина Е.В., Шубин С.В. Сценарий как литературная основа массовых праздников и театрализованных постановок / Е.В.Шангина, С.В.Шубин. – Омск, 2004 – 130 с.
22. Шпагин, В.А. Основные этапы работы над сценарием: учеб.-метод. разработки / В.А.Шпагин. – Куйбышев: Куйб. гос. ин-т культуры, 1980. – 52 с.
23. Ювченко, Н.А. Музыка в драматическом театре Беларуси: ХХ - начало ХХІ века / Н.А. Ювченко. – Мн.: Беларускаянавука, 2007. – С. 6-39; С. 97-166.
24. Юдчиц, Г.В. Театральное пространство. Теория и практика / Г.В. Юдчиц. – Мн.: Право и экономика, 2007.- 220с.
25. Юткевич, С.И. Поэтика режиссуры / С.И. Юткевич. – М.: Искусство, 1976. – 516 с.
26. Ярмалінская, В.М.СценаграфіяБеларусі ХХ-пачатку ХХІ ст. / В.М. Ярмалінская. – Мн.: Беларускаянавука, 2010. – 224с.
Приложение 1