Спор как одна из основных форм коммуникации
Речевая культура современного специалиста немыслима без умения аргументированно изложить и отстоять свою точку зрения, убедить в своей правоте, опровергнуть доводы противника, то есть без умения вести активный диалог. В педагогической деятельности также велика роль диалогических форм общения и обучения, развивающих творческий потенциал учащихся. От умения преподавателя задать проблемный вопрос, создать ситуацию, когда каждый ученик участвует в решении поставленной задачи, стремится высказать свое мнение и обосновать его, а также выслушать противоположное мнение и, возможно, принять его, зависит успешность педагогического процесса. Все эти умения и навыки сконцентрированы в такой форме активного диалога, как спор.
Искусство ведения спора – эристика (от гр. eris – спор) – еще в Древней Греции считалось вершиной красноречия. Действительно, спор, являясь сложным коммуникативным процессом, требует от участников особой концентрации не только интеллекта, но и всех духовных сил человека. Мысль, память, воображение спорящих должны работать особенно эффективно и четко.
К сожалению, в нашем современном обществе культура спора во многом утрачена. В широко распространенных в последнее время ток-шоу мы наблюдаем низкий уровень логического мышления, отсутствие веской аргументации, неумение точно и правильно выразить свою мысль, сформулировать вопрос, неспособность вслушаться в высказывание противоположной стороны. Кроме того, отличительной чертой современного речевого общения является «агрессивность и демагогичность», что наиболее ярко проявляется именно в споре. Поэтому одной из важнейших задач становится возрождение демократического, аргументированного и корректного спора.
В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее определение понятию спор:
«Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разг. Разногласия, ссора, препирательство. Перен. Противоречие, несогласие».
В современной научной, методической, справочной литературе слово спор обозначает процесс обмена противоположными мнениями. Так, в книге А.А. Ивина спор – это «столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны». И там же: «спор – это ситуация, когда аргументированно опровергается противоположное мнение». Сравним с другим определением: «спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны».
Публичный спор как способ выяснения истины теоретически был обоснован еще в античности. По классификации Аристотеля (IV в. до н. э.) выделялись три разновидности спора:
1) диалектика – искусство спорить в целях выяснения истины;
2) эристика – искусство любой ценой оставаться правым в споре;
3) софистика – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Современные исследователи теории и практики спора предлагают различные классификации, в основу которых могут быть положены:
а) мотивы и цели (спор из-за истины, для победы, ради спора, для убеждения кого-либо);
б) количество участников (монолог – внутренний спор, диалог, полилог);
в) форма проведения (устный и письменный).
Интересна классификация, предложенная А.А. Ивиным: «По своей цели споры подразделяются на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам споры подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие разные некорректные приемы». Объединяя эти две классификации, автор получает 4 разновидности спора:
- дискуссию– спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы;
- полемику– спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы;
- эклектику –спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого некорректные приемы;
- софистику– спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
В современной литературе можно встретить следующие разновидности публичного спора: дискуссию, полемику, диспут, дебаты, прения.
Дискуссия(от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. Как правило, участниками дискуссии являются авторитетные лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам.
Полемика (от гр. polemikos – воинственный, враждебный) – спор в процессе обсуждения чего-либо; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Конфронтация, противоборство.
Диспут (от лат. disputar – рассуждать) – публичный спор на научную и общественно важную тему (о новой книге, просмотренном фильме или спектакле и т.п.). Происходит обычно «однократно».