I. «золотой» век российской культуры
1. XIX век – время культурного и духовного подъёма России. Условия и особенности развития культуры.
2. Развитие науки и образования.
3. Условия развития русской литературы.
4. Архитектура и изобразительное искусство.
5. Век блестящей поры в истории русской музыки. Русский театр
6. Общенациональное и мировое значение «золотого века» русской культуры.
Доклады:
1. Большой Кремлёвский дворец.
2. Развитие литературы и театра «золотого века» русской культуры.
3. Развитие архитектуры и живописи «золотого века» русской культуры.
II. «СЕРЕБРЯНЫЙ» ВЕК РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Исторические условия формирования культуры. Её особенности.
2. Литература «серебряного» века как ведущее направление культуры.
3. Художественная культура. Русская живопись.
4. Начало кинематографа.
5. Мировое значение культуры «серебряного» века.
Доклады:
1. Художественная культура «серебряного века».
2. Развитие русской литературы «серебряного века».
3. Русский театр «серебряного века».
Методические указания
XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом её формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантной.
Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения. Необходимо было ликвидировать сословно-крепостническую систему народного образования. К концу века увеличился уровень грамотности. Сложилось несколько типов школ. Открывались земские, городские школы, в городах существовали классические и реальные гимназии. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Казани, Одессе. Открываются высшие учебные заведения – горные, лесные, сельскохозяйственные институты. Под давлением общественности правительство вынуждено открыть высшие учебные заведения для женщин. Развивается книгоиздательское, журнальное, газетное дело. Издательства ориентируются на массового читателя. Открывались научные, общественные библиотеки, шло становление музейного дела. Культурные потребности и интересы различных городских и сельских слоев, конечно, отличались, но происходил процесс их сближения благодаря распространению грамотности, печатного слова.
Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции.
Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Выясните, кто получил в начале XX века первую Нобелевскую премию в России.
В начале XIX века опережающими темпами развивается архитектура – искусства абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Подробно выясните, какие произведения являются выдающимися и почему. Плодотворно развивалась в XIX веке живопись. Уточните, кто входил в ряд выдающихся художников этого периода? Особой популярностью среди различных слоев городского населения на рубеже XIX-ХХ веков в России пользовался кинематограф. См. литературу: [6].
«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры, он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Характерной чертой новой культуры выступает космологизм – элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления. Формируется новый тип культуры – на основе критицизма. Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специфическое отношение к культуре и цивилизации.
На «стыке» двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. Начало XX века – время расцвета русского театрального искусства. См. литературу: [2, с. 381-382] и нижеприведённые источники.
Литература сохраняет свою роль художественного центра. Многие русские писатели начала века обратились к драматургии. На сцене молодого художественного театра ставятся пьесы Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького. В русскую художественную литературу первого десятилетия проникает символизм. В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Русская литература находила выход в появлении «неореалистического» стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии.
Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме. При подготовке можно воспользоваться следующей литературой: [1, с. 69-135; 4, с. 269-271] и др.
Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. Развивается творчество художников, ставших гордостью России: К.А.Коровина, А.П.Рябушкина, И.В.Нестерова. См. литературу: [6, с. 55-167; 2, с. 382-383].
Богатством отличается и русская скульптура данного периода [2, с. 383-385].
Достижения русского искусства «серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века.
Две самых страшных в истории человечества мировые войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. Но ее истоки – в блестящем расцвете философской, экологической и художественной культуры «серебряного века». См. литературу: [4, с. 271-280] и др.
Глоссарий
Авангардизм(фр. avant-garde – передовой отряд) – условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями (в т.ч. и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью.
Акмеизм – (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России.
Западники –представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути.
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. – славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России.
Романтизм – (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века.
Русский космизм – является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Модернизм (франц. modernisme, от moderne – новейший, современный), главное направление буржуазного искусства эпохи упадка.Футуризм– это смелая попытка соединить виртуальный мир с реальным, хай-тек с природой, физическое с социальным.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре. – М.: АСТ, 2010. – 286 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
3. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
5. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
6. Смирнов Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века – М.: Лаком-Книга, 2004. – 400 с.
7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1890-1910 гг. – М.: Искусство, 1988. – 292 с.
Вопросы для самопроверки
1. Какие деятели наиболее ярко представляют развитие художественной культуры России XVIII-XIX вв.?
2. Почему XIX век называется «золотым веком» русской культуры?
3. Перечислите основных представителей искусства «золотого века».
4. Как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков?5. Какими обстоятельствами обусловлены и в чем заключались качественные изменения в системе образования на рубеже веков?6. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на десятилетия вперед?7. Какие особые черты присущи реализму рубежа веков?8. Почему рубеж веков принято называть «серебряным веком» русской поэзии?СЕМИНАР №10
I. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
1. Особенности культуры XX столетия и основные направления развития
2. Кризис европейской культуры и его причины
3. Модернизм как художественное явление первой трети XX века.
4. Влияние постмодернизма на искусство.
5. Массовая культура – своеобразный продукт индустриального развития мира.
6. Этапы и особенности культурного процесса советской культуры.
7. Тенденции развития современной мировой культуры.
Доклады:
1. Эпоха модернизма в западной культуре.