Вопрос №12. Открытие человека в эпоху Возрождения

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

2. Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху Возрождения.

В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависти все.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.

3. Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения.

То что принято называть Возрождением, или по – итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего , сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.

Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52; Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486)

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Наши рекомендации