Приемы и виды Хохломской росписи
При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки четкой фиксацией локтя, т.е в процесс работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна перемещаться в нужном направлении, благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяженные мазки.
В процессе росписи можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им поверхности изделия.
Обучение основам хохломской росписи следует начинать с умения держать мягкую круглую остроконечную кисть перпендикулярно плоскости листа и проводить ею линии, во всевозможных направлениях, не изменяя силы нажатия на кисть. Для развития глазомера и комбинаторных способностей учащимся полезно выполнять упражнения по сочетанию композиций из различного сочетания точек и стилизованных фруктов и ягод на основе точки и окружности.
Мазок с наплывом – капелька начинается с легкого касания кистью поверхности, с тонкой волосяной линии. Затем, при непрекращающемся движении в перед. Кисть постепенно прижимается к плоскости и останавливается в нужном месте. Предлагаются различные упражнения – дождик, пейзаж и витеечки. Витеечки – это декоративные композиции в полосе, иначе бордюры, которые обычно обрамляют саму роспись.
Обучающемуся, необходимо иметь представление о различных видах стилизованных цветов и листочков и о последовательности их изображения.
Верховое письмо дает возможность полнее использовать технику «золотой» окраски, оставляя «золотой» почти всю поверхность украшаемых вещей. Приемы и верхового письма позволяют мастерам импровизировать и сочинять разнообразные варианты узоров.
Травную росписьчасто называют травкой. Основа ее растительного орнамента – природа, таящая в себе богатейший мир поэтических образов. Роспись исполняется свободным движением кисти. Рисунки ее динамичны и напоминают очертания трав, колеблемых ветром. Травная роспись привлекает своей тонкой музыкальной ритмичностью.
Выполнение травки начинают с наведения крупного сочного мазка, похожего на удлиненный лист, или стебля – центрального организующего элемента, вокруг которого разрастаются кудрявые травинки разных размеров и формы, мелкие ягодки, нанизанные на усики. Начиная работу, мастер берет в руки изделие и гибкой послушной кистью наносит его на поверхность крупные сочные мазки, создавая гармоничную композицию узора, плавно ложащегося по форме предмета. На дне чашек рисунки приобретают очертания розетки и изогнутого стебля, а по бортам образуют легкую цепочку из волнообразных завитков – бегунков и витеечек, опоясывающих форму подобно венку. Для правильного написания травного мазка тонкую с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета и ведут к себе, немного поворачивая кисть в ту сторону, куда должен изгибаться мазок. При этом надо следить за четким , волосяной тонкости началом и окончанием мазка. Изображая травинки , мастер довольно живописно чередует красный и черный цвета, не забывая соизмерять их с пятнами проблесков фона.
Далее, около основания этих удлиненных и плавно изогнутых листьев-мазков, художник размещает более мелкие штрихи и мазочки, изображая ветки или кустики с травкой. При этом он весьма разнообразно чередует красные и черные листики, создавая ажурный узор, в просветах которого сверкает «золото» фона. Выполнение травного орнамента может быть на этом закончиться, но для создания более сложного рисунка мастер обогащает его различными декоративными приписками, нанося тампончиком - тычком ягодки, исполняя легкими мазками колоски или тонкие усики – завитки, из свободных красочных мазков разнообразные формы цветов. Узорная сетка, образуемая мотивами приписки, усиливает впечатление легкости и живости композиции. Самая простая из них розетка в виде солнышка, называется часто и рыжиком, помещается на дне чаши,края которой либо декорируются чередующимися красными и черными мазками, расположенными по два или три и называющимися сестричками, либо остаются гладкими золотыми.
Самым затейливым и нарядным рисунком, украшающим чаши и блюда, считается орнамент с пряником – квадратом или ромбом , написанным на дне и напоминающим праздничный подарочный пряник, который по старинным обычаем подносили почетному гостю. В центре такого ромба или пряника мастера помещают растительный мотив или розетку – солнышко, а вокруг пряника традиционный рисунок осочки с гибкими удлиненными листьями, вьющимися по кругу – подобие травы, колышущейся от ветра.
Для орнамента под листок характерен рисунок сочных ярких листьев и ягод, расположенных вокруг гибких неподвижных стеблей, напоминающих веточки брусники, клюквы, и смородины. Орнамент под листок основан на сочетании работы кистью и тампончиком - тычом. По сравнению с многочисленной травкой более многоцветен – наряду с красным и черным часто присутствуют желтый, зеленый, коричневый.
Работа художника, выполняющего этот вид росписи, начинается с наведения кистью черного стебля и ветеечек завитков. Далее с двух сторон этого стебля равномерно наносятся кружочки ягод, чаще по три или пять.
Налепку листочков наносят на поверхность изделий округлыми мазками с помощью специально изготовленной для такой работы более толстой кисточки. Каждый мастер пишет листочки по-своему. Одни – с тонкими заостренными концами - зубчиками, другие, рисуя, оставляют в середине листочков просветы золотистого фона. Листочки ритмично группируют по два и по три, а иногда и более.
Фоновое письмонаиболее трудоемко, однако многих привлекает характерная нарядность золотистого силуэтного рисунка, круженного цветным фоном – черным, красным, или зеленным. Наибольшей декоративностью отличается роспись с черным фоном, на котором четко выделяются золотые силуэты мотивов росписи и ярко звучат сочные киноварные ягоды.
Выполнение росписи под фон мастер начинает с очертаний стеблей и листьев, плодов и цветов. На поверхность тонкой кистью наносятся контур рисунка. Затем следует отписка фона. Рисунок внутри намеченных контуром очертаний мотивов сохраняет свой металлический блеск, а окружающая его поверхность закрашивается цветом. Далее производится разживка. Блестящие силуэты орнамента обогащаются дополнительнойпрорисовкой деталей – цветы получают тычинки и украшаются разделкой киноварью или желтым кроном .На листьях проводятся прожилки.
Наряду с золотым силуэтным узором в роспись под фон вводится и мотивы приписки. Поверх фона выполняют ягоды, мелкие листочки, легкие кустики травки, а в промежутках между листьями , цветами и ягодами помещаются тонкие и гибкие усики с мелкими ягодами. У каждого из мастеров свои любимые узоры приписки, придающие своеобразие его росписи.
Рисунки кудрины своими крупными золотистыми формами напоминают орнамент поволжской резьбы, золотую роспись боярских палат и орнаменты рукописных книг 19в. Ее мотивы составлены из различных по размеру округлых завитков, похожих на кудри, а кудри, согласно представлениям художников, - это признак красоты и счастливой жизни. Объясняя значение слова «кудрина», старейший мастер хохломы Степан Павлович Веселов привел весьма известную поговорку: «От хорошей жизни и кудри вьются»
Исполнение кудрины начинается с ритмического расположения на поверхности изделия контурного рисунка из завитков, очертания которых возникают в моменты плавных движений кисти и и проявляются более четко лишь при закраске фона. Фон мастера окрашивают в один или два цвета , по-разному сочетая плоскости, окрашенные черной и красной красками, или красной и зеленной. При окраске фона применяют также коричневые и желтые краски. Однако зеленый цвет в ее рисунках всегда преобладает. Разживка дается по наружным сторонам завитушек кудрин тонкими размашистыми штрихами. У цветов намечаются контуры лепестков, пятна, объединяющие орнамент и фон.
При выполнении традиционно, классической кудрины приписка не выполнялась. Однако за последнее время появилось много новых композиций кудрины, похожих на орнамент под фон, в которых золотые силуэты мотивов окружены легкими травными мазками киновари, а иногда и мелким узором с ягодами и цветами. Такая кудрина получила особенно широкое распространение в творчестве Семеновского коллектива хохломы.
Ход работы.
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". Глядишь на распиные изделия и можно себе смело представить:
Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые,
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше Хохломы нашей!
Ну как тут устоять и не взяться за кисть, тем более,ч то перед тобой полуфабрикат-ваза. Надеюсь, что форма конечно подскажет какой мотив выбрать для росписи. Для меня более мил мотив с ромашками. Самыми русскими полевыми цветами. Три букета будут расположены на тулове вазы, небольшие веночки на верхней части и подставке. Края украсят орнаменты из листочков. В качестве дополнений и приписок можно использовать стилизованные колоски и травки. В целом получается композиция напоминающая нам просторном о засеянном рожью русском поле с верными спутницами самыми простыми. скромными и загадочными цветами-ромашеками.
Идея родилась. Нарисован эскиз. Сразу же расписывать белье конечно нельзя, его надо предварительно подготовить. Для этого тщательно зашкурим поверхность вазы. Чтобы краска не впиталась в поры древесины, загрунтуем полуфабрикат, просушим и зашкурим. К сожалению, всю технологическую цепочку изделие не может пройти, так как нет таких специальных условий как на промысле, поэтому используем адаптированный вариант росписи. Для начала подготовленную поверхность покроем тремя слоями золотого акрила. На просушенную поверхность аккуратно переведем с помощью кальки контуры составленной композиции. Теперь тонкой, плавной линией обведем контур черной краской и зальем фон, оставляя золотыми все крупные элементы росписи - цветы, листья, завитки. Зеленой, красной краской выполним внутреннюю разработку растительных элементов. Допишем оживки на листочках, реснички на цветах черной ,желтой краской. Добавим желто-зеленой травки на стебли и украсим композицию желтыми колосками-приписками. Роспись закончена.Ну какая хохлома без характерного блеска и ярких бликов. Попробуем совершить небольшое чудо. Просушенную роспись покроем масляным лаком. Наша ваза ожила, засияла.