Художественного произве-
ДЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ,Целостность ху-
дожественного произведения.
ХУДО'ЖНИК,тот, кто творчески работает в
той или иной области иск-ва. 2) То же, что живо-
писец. 3) Тот, кто выполняет что-то с большим
художественным вкусом, мастерством. (Худож-
ник главный. Художник по свету, Художник-
сценограф).
ХУДО'ЖНИК ГЛА'ВНЫЙ,Главный ху-
дожник.
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ,член постано-
вочной группы, осуществляющий световое реше-
ние праздника, театрализованного представле-
ния. Совместно с главным реж-ром X. по с. соз-
дает световую партитуру, определяет необхо-
димый набор светотехнических средств, опреде-
ляет количество технических исполнителей (ос-
ветителей сцены и электриков) и руководит их
работой: следит за качеством аппаратуры, при-
нимает необходимые меры по ее ремонту, взы-
скивает недостающую аппаратуру, проводит ре-
петиции и обеспечивает воплощение световой
партитуры на представлении.
ХУДО'ЖНИК-СЦЕНОТРАФ,художник,
создающий образное пространственное решение
спектакля, представления. (Сценография).
ХЭ'ППЕНИНГ(англ, happening - происше-
ствие, событие, случай), "театр действия" или
"коллаж ситуаций и происшествий, происходя-
щих в пространстве в определенный период вре-
мени " - форма совместного театрализованного
действия игры, которую активно использовали в
своих целях деятели западного поп-арта в конце
50 - начале 60-х гг. Суть заключалась в том, что
все зрители (они же участники) вовлекались в
серию спонтанных, импровизированных поступ-
ков, копирующих повседневный быт (еда, одева-
ние, бритье и т. п. ) или нарочито абсурдных (со-
вместное уничтожение нового рояля или автомо-
биля, манипулирование с большим количеством
пены или какими-л. предметами, продуктами
питания), лишь в самых общих чертах запро-
граммированных в примитивном сценарии. Ос-
новные приемы вовлечения зрителей в подобные
действия - заманивание и провоцирование в ус-
ловиях специально созданной окружающей сре-
ды. Психологическое зерно X. - отступление от
нормы, в нарушении общепринятого, в полной и
разнузданной раскованности, в стихийном само-
выявлении, в дозволении инстинкту возобладать
над рассудком. X. стал одним из одной из форм
скандализирования и эпатирования окружающих:
людей обливали вареньем, кидали в них
зажженные сигареты резали на них платье и т. д.
В середине 60-х гг. возникло течение "политиче-
ского X.", в к-ром участники скандировали ло-
зунги против войны во Вьетнаме, протестовали
против политики реакционных правительств,
исписывали мостовые и стены домов всевозмож-
ными политическими призывами и т. д. Такие X.
широко разыгрывались на улицах, в аудиториях,
на стадионах. (Активизации аудитории I Прие-
мы).
Ц
ЦВЕТ,световой тон чего-н., окраска Свойство
света вызывать определенные зрительные
ощущения в соответствии со спектральным со-
ставом отражаемого или испускаемого излучения.
Одно из изобразительных средств иск-ва,
основанное на природе зрительных ощущений и
способствующее отражению многообразия
предметного мира во всем его красочном богат-
стве. Ц. обладает и большими выразительными
возможностями, позволяющими передать эмо-
ционально-смысловой настрой художественного
произведения. Использование Ц. в художествен-
ном произведении зависит от многих факторов
(техники, стиля, вида иск-ва, авторского замысла
и индивидуальности мастера), он служит важ-
нейшим компонентом художественного образа.
Система цветовых сочетаний в живописи прояв-
ляется как колорит, а в архитектуре - как поли-
хромия. В колорите и полихромии большое зна-
чение имеют свойства разных Ц. (теплых и хо-
лодных, т. е. красных, желтых и оранжевых, си-
них, зеленых и фиолетовых) соотноситься друг с
другом, быть яркими или сдержанными, интен-
сивными и блеклыми, спокойными или напря-
женными. На характер восприятия Ц. в художе-
ственном произведении влияют степень осве-
щенности, удаленность от наблюдателя, связь с
окружающей средой. Ц. имеет большое значение
в организации синтеза иск-в. технической
эстетике Особенно широко изобразительно-
выразительные возможности Ц. проявляются в
таких синтетических иск-вах. как киноиск-во и
телевидение, в светомузыке (Синестезия), в те-
атрализованных представлениях.
Свет и цвет- активные средства пластической
художественной характеристики персонажей,
атмосферы действия, развития событий.
Ц. и свет являются источником мгновенной,
дающей более 90% поступающей в мозг через
зрение информации, несущей комплексный ха-
рактер (физической, психологической, эстетиче-
ской).
Цвета делятся на три группы: цветные (хро-
матические), нецветные (ахроматические), про-
изводные (коричневые - смесь хроматических и
нехроматических).
ЦВЕТОМУЗЫКА,Светомузыка.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ,наличие ясной
и определенной цели, стремление к ее достиже-
нию.
ЦЕ'ЛОЕ,все без изъятия, полное, нечто еди-
ное, неразделимое.
ЦЕ'ЛОГО ЧУВСТВО.Чувство целого.
ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ),то, что не
имеет недостатка ни в одной своей части, один из
важнейших критериев художественности. Ц.
есть нечто определенное, объемлющее собой все
различные свои части, но какие бы эл-ты ни
усматривались в ней, она продолжает быть
неделимой.