Композиция «Илиады» Гомера

Семестр

1. Этапы развития мифа:

Доолимпийский период:

аж три тыщи лет до нашей эры

Минойский период - доолимпийский, догреческий. Человечество живёт преимущественно в матриархате, и поэтому божества женские – Медуза Горгона (есть предположение, что она была одним из главных божеств), Сирены.

Самые архаичные периоды: Анимизм-поклонение живым существам и Фетишизм-поклонение вещи. Чуток Википедии: Гамадриады (1) — в древнегреческой мифологии разновидность (2) нимф деревьев. Это те (3) дриады, которые умирали вместе с деревом (4). Дриады – покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительством-не умирали вместе с деревом.

В период фетишизма Гера почиталась виде доски, а Зевс в виде камня с дыркой посередине, название которого переводится как «пуп земли» и лежал в Дельфах.

Со временем атрибуты богов трансформировались, но они связаны с более древними формами почитания. Апполон в лавровом венке. Потому что он влюбился в Дафну, но он её пугал, всё таки изначально он связан с миром мёртвых и она бежала и просила богов скрыть её. И боги превратили её в лавровое дерево. Но эта история была придумана позже, изначально Аполлону поклонялись через лавр. А атрибут Зевса-дуб. Афина - совоокая, почитали в виде Совы, Гера - волоокая, в виде коровы. Вообще превращение в разных животных (как Зевс) связано с плодородием.

Свастика - ну это солярный знак, значит связанный с солнцем.

В этот период возникают представления с устройством мира, космосом.

Олимпийский период. (2 тысячи лет до н.э.)

Но вот приходят греки, наступает патриархат. И тут уже Зевс и прочие мужики.

И все женские божества меняют свой статус, становятся чудовищами и дошли до нас как хтонические существа (подземные). Из википедии: хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство.

И тут происходит такая схема: Гея порождает двух супругов-Урана и Понта и высшие существа от неба-Титаны и олимпийские боги, а нижний мир от Понта-всякие Медузы, Химеры, псы Церберы…

А) ранний героизм. Герои-один родитель смертный, другой бог.

Геракл, Тезей, Персей-борятся за то, что их просят боги.

Б) Поздний героизм-герои борятся за себя-власть, гордость.

Данайцы и Ахейцы построили крито-микенскую культуру.

С севера пришли дарийцы (и что дальше?).

Периодизация античной литературы:

Греко-римская античность:

1 период-дописьменный, фольклор (8 тыс.(и раньше) лет до н.э.) В 8м века до нашей эры возникает письменность.

2 период – архаический (7-6 тыс до н.э.) в 7м появляется лирика

3 период – классический (5-6 тыс до н. э)

4 период – эллинистический (конец 4 века до н.э-30 годы 1 века н.э) в 4м записывают эпос

5 период – римского владычества (30 годы 1 века н.э до 4-5 века нашей эры)

Римляне завоевали Грецию и построили свою культуру на греческой.

Дописьменный период.

Миф-это не сказка, это то, во что верят.

Сказка-умерший миф.

(Баба Яга была мифологическим персонажем, но стала сказочным с угасанием веры).

Мифы передавались из уст в уста и трансформировали сюжет, появлялись новые варианты и выделить какой-то один правильный невозможно.

Миф - ассоциативный язык.

(Википедия спешит на помощь: Миф (5) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.)

Особенности мифологического мышления:

Синкретизм-слияние, невозможность разделить.

Невыделенность человека из природы и общества-человек воспринимает себя часть целого (общества)

Миф часто играет научную (что откуда) и юридическую роль (что можно, что нельзя)

В какой-то момент между человеком и богами появляется фигура жреца, миф становится религией.

Композиция «Илиады» Гомера.

Композиция «Илиады» – зеркальная. 1-ый момент: в первой песне и в последней (24-ой) – одинаковое количество дней.

9+12 = 12+9, где 9+12 – первая песня, 12+9 – последняя.

В первой песне первые 9 дней – ссора и мор, затем греки пошли к эфиопам пировать.

В последней песне – 12 дней длится пребывание у эфиопов (пир), а 9 дней – похороны Гектора.

9 – сокральное число, связанное с мёртвыми.

Есть также некоторые зеркальные моменты: например, Ксанф (божество) гневается, что он переполнен кровью (когда Ахиллес пошёл всех мочить), решает утопить Ахилла. Но его спасает Гера (знает, что Ахиллу не так умереть), насылая небесный огонь. То бишь огонь спас Ахилла, а вода чуть не погубила. Это зеркально по отношению к мифу о его рождении (вода дала ему бессмертие, а огонь погубил).

Второй такой момент (очень важный) – поединок, сопровождаемый смотром со стены. Первый такой поединок комичен. Должны сразиться Менелай с Парисом (как обиженный и обидчик). Греки и троянцы договорились, принесли жертвы, устроили зрелище. Почему «смотр со стены»? Троя – крепость.

Поединок Менелая (который красиво и богато снаряжён => идеальный воин) и Париса (который говорит, мол, что-то мне не хочется воевать). Парис горазд воровать женщин, а вот воевать... Афродита, мимо пролетав, начинает помогать Парису, подправлять удары Менелая, чтобы тот не задел Париса, а только, буквально, раздевал его мечом, попадая только по ремешкам. Когда осталась только туника, Афродита окутывает Париса облаком и уносит его (причём в спальню Елены, которая осуждает его за неучастие в битве). В то время троянцы и ахейцы поссорились (из-за исчезновения Париса) и конкретно подрались. Вот этому эпизоду зеркален эпизод единоборства Гектора и Ахилла, сопровождаемый смотром со стены (этот эпизод совсем не комичен). Ахилл жестоко убивает и издевается над телом Гектора на глазах у всей его семьи (и не только, в частности, пророчица Кассандра, которой Апполон дал пророческий дар и отнял веру в людей, когда она ему отказала). Именно Кассандра, знающая все этапы войны (да и свою судьбу тоже), понимает, что эта смерть – начало конца. Он становится ещё трагичнее из-за того, что зеркальный этому эпизод был комичен.

К зеркальному можно ещё можно ещё отнести тот факт, что есть 2 мира: божественный и человеческий. Как троянцы воюют с греками, так и боги между собой состязаются, ведут свои политические войны. Например, Гера, решив подсобить грекам, решает соблазнить Зевса, чтобы тот уснул, берёт у Афродиты пояс, который соблазняет кого угодно (естественно, Гера не открыла Афродите тайну, почему ей нужен пояс), заставляет Зевса уснуть и помогает грекам. Короче, боги не просто всевластны, они ещё и наделены такими качествами, как ложь, коварство и прочим добром.

Наши рекомендации