Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значение мировых религий
Сущность культуры , её структура и виды.
Структура видов культуры : 1) духовная 2)материальная
религия , философия, мифология
а)сфера производводства - орудия , средства производства , транспорт , связь
б)жизнеобеспечение – быт , трудовая культура , физ-ра и т.д.
Сущность ,структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть материальной культуры.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.
Структура:
- культура труда и материального производства
- культура быта
- культура места жительства (дома, деревни, города)
- физическая культура человека.
Функции:
- удовлетворение материальных и духовных потребностей
- реализация мыслей, творчество
- материальное развитие
- материальное закрепление накопленного опыта.
Техника — это средство преобразования среды, природы и самого человека, а также посредник между человеком и природой, задающий тип отношений между ними.
Как культурная ценность техника рассматривается в 3 аспектах:
- как объект — это приборы, инструменты, машины
- как знание (техническое) — умения, правила, теории
- как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования
Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам
Функции культуры.
Деаятельностная- развитие
Познавательная – способ познания окружающего мира
Нормативная – регулярное поведение общества
Знаковая – передает и хранит информацию в знаковой системе
Социальная – адаптация к обществу
Ценностная – через систему ценностей предаёт жизни человека , смысловое сожержанние
5.Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.
Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.
Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.
В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.
В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство!» — стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей иллюзией человека.
Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.
Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значение мировых религий.
Религия относится к той области культуры, которая занимается познанием и рефлексией мира, человека и межчеловеческих отношений. Религия (от лат. religare — «связывать») — это система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов. Происхождения термина «религия» можно толковать двояко: религия «связывает» человека с Богом, а также «связывает» самого человека системой норм и догматов. При этом верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и обществу, а также очищает свою совесть.
Религии как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент — сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным.
Религия состоит из 3 элементов:
- мифология, представления
- эмоции, чувства
- обряды, действа.
Функции:
- мировоззренческая
- легитимизирующая (узаконивающая)
- интегративная (сплачивающая)
- компенсанаторная (утешительная)
- коммуникативная
- регулятивная
Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция — осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.