Роль хореографического коллектива в средне-специальных высших учебных заведениях
Широкая сфера деятельности, ожидающая молодого специалиста-хореографа, требует от него профессионализма на уровне современных требований Госстандарта.
В структуре содержания вузовских курсов хореографических дисциплин цикла специализации, заложены конкретные педагогические способы воспитания балетмейстеров-педагогов в различных видах танцевального искусства: в ансамблях классического, народно-сценического, бального танцев, детских хореографических коллективах, школах, студиях. Главной задачей профессионального хореографического образования является практическое овладение системой выразительных средств, основанных на школе классического танца, технике народно-сценического, бального, бытового, джазового и других танцев.
Хореографический коллектив при учебном заведении культуры и искусства, является органическим продолжением учебного процесса.
Свобода исполнения в классе и на сцене – далеко не одно и то же. Атмосфера сцены – танцевальный ансамбль, оркестр, костюм, реакция зрителя – совершенно по-иному воздействуют на исполнителя.
Хореографический коллектив помогает студентам на практике оттачивать свои профессиональные навыки:
- как исполнителей;
- как репетиторов;
- как будущих балетмейстеров.
Средне-специальное и высшее учебное заведение культуры даёт приобретение преподавательских навыков в качестве помощников художественного руководителя хореографического коллектива.
Исследуя взаимодействие, взаимовлияние лекционно-практических занятий исполнительской деятельности, можно провести аналогию оптимизации всего учебного процесса в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры искусства, где существуют хореографические коллективы.
Лекционно-практические занятия | Исполнительская деятельность |
Теория и методика изучения хореогра-фических дисциплин (классический, русский, народный танец). | Проверка правильности методики хореографического образования. |
Учебная форма изучения хореографи-ческих элеменов программного мате-риала. | Сценический вариант исполнения данных элементов. |
Строгое, логичное сочетание движе-ний в танцевальных комбинациях. Методика проучивания и практическое освоение технически сложных элемен-тов (в классическом танце – большие прыжки, сложные вращения, дуэтный танец; в русском и народном танцах – трюковые движения, техника дробей, вращения, прыжковые и партерные движения). | Сохраняя законы построения танцевальных комбинаций, имеет место импровизационность, широта, свобода исполнения, эмоциональная окраска. Отточенность, гибкость и чистота исполнения данных элементов, овладение технически сложными элементами непрограммно- го материала и доведение их до профессионального освоения, повыше-ние технико-исполнительского мастер-ства студентов. |
Балетмейстерская работа преподава-теля данного курса (его формы, методы, теоретический и практичес- кий подход в постановочной работе). | Работа студентов под руководством мастеров-хореографов с многолетним стажем в технически и эмоционально сложных хореографических постанов-ках. Использование студентами балет-мейстерских приёмов, технических элементов, комбинационных дви-жений в предмете «Композиция и пос-тановка танца». |
Ознакомление и изучение хореогра-фического наследия в танцевальном репертуаре. | Насыщенность, углублённость, разно-образие танцевального репертуара ансамбля, зачастую преподносимого мастером-создателем некоторых номе-ров или репертуара в целом. |
Использование этнопедагогики и ши-рокого спектра национальных, областных, региональных особен-ностей танцев народов России в этод-ной работе на занятиях по предмету «Русский танец» и танцевальных но-меров по «Композиции и постановке танца». | Объёмные хореографические поста-новки и композиции, отражающие этнографические знания о танце, на-родах, их танцевальной культуре, истории, особенностях быта со слож-ным лексическим материалом и своеобразной манерой исполнения. |
Студентам средне-специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, участвующих в хореографическом коллективе, легче определить свою профессиональную направленность:
- артиста профессионального хореографического коллектива;
- художественного руководителя детского или взрослого хореографического коллектива;
-репетитора детского или взрослого хореографического коллектива;
-балетмейстера детского или взрослого хореографического коллектива;
-педагога хореографических дисциплин в общеобразовательной школе, учреждениях дополнительного образования детей, средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства.
Хореографический коллектив при средне-специальном и высшем учебном заведении культуры и искусства для его участника является наглядным пособием того, как он действует и живёт (как шьются костюмы, подбирается репертуар, организуются репетиции, проходит концертно-гастрольная деятельность), что поможет ему в дальнейшем ему самостоятельно организовать и стать художественным руководителем хореографического коллектива.
24.25.26
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Гимнастика (от греч. "гимнос" - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. [1]
Содержание основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Формирование основных движений - одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы' научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения. [2]
По мнению П.Ф. Лесгафта, основные движения развивают "кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть и руководствоваться при всех своих действиях". [3] Каждый двигательный акт сопровождается кинестетическими ощущениями, уточняющими представления ребенка о его выполнении. В то же время они содействуют точному восприятию и осознанному воспроизведению двигательных действий в ходе его двигательной активности.
Установлено, что формирование комплексной чувствительности организма детей (кинестетических ощущений) происходит в результате направленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений, кожно-мышечную чувствительность, представление движений, работу дистантных анализаторов (зрения, слуха). Имея двоякую направленность, кинестетические ощущения, с одной стороны, сами развиваются в процессе основных движений. А с другой стороны, - более высокий уровень развития кинестетических ощущений позволяет совершенствовать качество движений за счет дифференцированного контроля за ходом его выполнения и производить срочную коррекцию по итогам анализа поступающей информации.
Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий.
Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность. [4]
Указывая на важность эстетического развития ребенка при выполнении основных движений, следует отметить, что в психолого-педагогической литературе подчеркивается, что стремление к "красоте тела, к красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств" в ходе выполнения движений должно быть естественными и постоянными, составлять сущность любой двигательной активности.
В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения. Анализируя и сопоставляя результаты движений, ребенок, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделять наиболее эффективные способы выполнения, осознанно их применять с учетом конкретных условий. При правильной организации обучения движению старшие дошкольники способны оценивать как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей. В основных движениях развиваются и волевые усилия.
Основные движения делятся на циклические и ациклические.
Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся различные локомбции, в том числе ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. Автоматизация двигательной деятельности характеризуется тем, что при выполнении привычных, повторяющихся действий человек заранее не обдумывает каждый их элемент, мельчайшие детали, - мысли человека в это время могут быть заняты чем-либо другим.
Последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.
Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.
Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, которым прошло человечество в ходе эволюции. [5]
Построение движений направлено на то, чтобы каждое предшествующее основное движение подготавливало кору больших полушарий головного мозга и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего.
Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной). [6]
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения.
Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).
Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода). [7]
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных групп детей.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.
Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение - система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.
К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. - "подымающийся вверх"). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте. В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем).
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. [8]
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
Бег на 30 м.
Цель: определить развитие физического качества - быстроты
Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка длиной не менее 40 м.).
Оборудование: секундомер. Исходное положение: высокий старт.
В начале дорожки обозначают стартовую черту, а через 30 м - финишную. За линией финиша (на 7-8 м от нее) ставят флажок на высокой подставке или любой другой хорошо видный и яркий предмет. Ребенок получает задание пробежать мимо финиша как можно быстрее до этого ориентира, чтобы предотвратить замедление перед финишем.
Перед началом бега подаются подготовительные команды:
"На старт!" - ребенок подходит к черте и занимает удобную для начала бега позу: становится лицом по направлению бега, выставив одну ногу несколько вперед носком к стартовой линии, другую - назад, туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голова держится прямо.
"Внимание!" - ребенок слегка сгибает обе ноги, подается вперед, несколько сгибает руки (может держать их свободно опущенными вниз), смотрит вперед (на 4-5 м)
"Марш" - срывается с места и бежит в полную силу до обозначенного места за финишем.
Подающий команду к бегу стоит за линией старта. Одновременно с командой "Внимание!" он поднимает флажок вверх, а затем вместе с командой "Марш" резко опускает его вниз, включает секундомер и выключает его в момент, когда ребенок пересекает финишную линию грудью.
Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек, громко объявляется и заносится в протокол. Если дистанцию пробегают одновременно двое, то результаты фиксируются двумя секундомерами.
Пробежав дистанцию, ребенок возвращается к линии старта спокойным шагом. Повторный пробег им дистанции проводится через 3-4 забега.