Основы понимания скульптуры
За последние годы значительно оживился интерес советских читателей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений как классического художественного наследия, так и современного советского искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем советского искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Внимание к развитию советского искусства каждодневно проявляют руководители партии, правительства и весь наш народ. Достижения изобразительного искусства социалистического реализма весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре. Достаточно сказать, что четыре советских скульптора - мастера разных поколений и разных творческих манер - были удостоены высшей награды в нашей стране за свои произведения, отмеченные высоким художественным качеством: партийностью, народностью и реализмом. В последние годы Ленинские премии были присуждены скульпторам: С. Т. Коненкову - за скульптуру "Автопортрет", М. К. Аникушину - за памятник Пушкину в Ленинграде, А. П. Кибальникову - за памятник Маяковскому и Л. Е. Кербелю - за памятник Карлу Марксу (оба - в Москве). Это большая заслуга всего советского искусства, этим могут гордиться и советские мастера ваяния. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.Отвечая на вопрос "Что такое скульптура?", великий французский философ-материалист XVIII века Д. Дидро сказал: "Это сильная муза, но молчаливая и скрытная". И в самом деле: понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись, к которой мы больше привыкли, так как она может более широко, наглядно и красочно отражать окружающий нас мир.
Однако если быть внимательным, то можно убедиться в том, что и скульптура сопутствует нам повсюду. Мы останавливаемся перед грандиозной конной статуей основателя или защитника города, стоящей на площади; на груди прохожего мы замечаем медаль с профильным портретом Владимира Ильича Ленина; нас привлекает красивая бронзовая статуя .физкультурника в парке; мы любуемся изящным резным камнем - камеей, украшающей перстень; на фронтонах театров мы часто видим колесницу Аполлона - бога искусств... И все эти произведения представляют собой тот или иной вид скульптуры, которая, оказывается, весьма многообразна. Скульптура - один из видов изобразительного искусства. Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.
Разбору особенностей скульптуры, ее специфическому художественному языку, ее творческим возможностям, анализу и систематизации ее видов и жанров на лучших образцах, а также технике ее создания посвящается этот очерк.
Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем.
Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено. Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины, и поэтому родился термин "пластика", тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения "скульптура" (отсюда же и термин "скарпель" или "скальпель" - нож, резец). (Из этого вовсе не следует, что греки не знали ваяния в мраморе, а римляне - бронзового литья; имеется в виду лишь преобладание одних методов создания скульптуры над другими и то в отдельные периоды, когда, видимо, и возникли эти термины).
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Характер объемно-пластической формы в скульптуре в разные эпохи ее развития был различен, так как выражал различное содержание. Опуская изложение истории скульптуры (что и не входит в задачу нашего очерка), коснемся лишь двух основных видов трактовки объемной формы в скульптуре, которая проявилась еще в античности.