Теоретические основы понимания эмбриогенеза

В предыдущих разделах . были описаны основные этапы эм­бриогенеза. Как известно, филогенез дает историю вида, онто­генез 45- историю индивида. В свою очередь онтогенез, описыва­ющий историю индивида от момента зарождения до наступления физиологической смерти, может быть подразделен на эмбриона­льный и постэмбриональный период. Эмбриология как наука изучает эмбриональный период онтогенеза. У плацентарных, к которым относится и человек, эмбриональный период захватыва­ет время от момента оплодотворения до рождения, т. е. до момен­та изгнания плода из матки.

Рассматривая многочисленные работы, выполненные по эмбри­ологии в течение нескольких столетий, можно юс подразделить на описательные или феноменологические и на экспериментальные, стремящиеся вскрыть причины и механизмы, обусловливающие сложные и не до донца выясненные процессы эмбриогенеза.

Описание эмбриогенеза позволяет выделить в нем стадии, процессы, элементы и элементарные акты. Под стадией следует понимать этап развития зародыша, коренным образом отличаю­щийся от предыдущего в силу появления новых свойств и структур. Исходя из этого определения можно выделить следующие стадии эмбриогенеза: зигота, бластула, гаструла, нейрула, тканевое и органное строение.

.Переход от одной стадии к следующей обеспечивается с по­мощью определенных эмбриональных процессов.

Так, появлению стадии зиготы, предшествует процесс прогенеза, сущностью которого является образование и созревание половых клеток, их перенос навстречу друг другу с последующим слиянием. Оплодотворение является процессом, приводящим к появлению зиготы. Биологическая сущность оплодотворения состоит в том, что две половые клетки с гаплоидным набором хромосом, не способные раздельно к прогрессивному развитию и обреченные на быструю гибель, при встрече сливаются и образуют диплоидную одноклеточную стадию организма — стадию зиготы с обширной и реализуемой программой прогрессивного развития.

Процесс, с помощью которого зигота переходит в следующую стадию развития — бластулу, получил название дробления. Дроб­ление совершается, используя известный механизм митотического деления, но с рядом важных особенностей. Во-первых, при дроблении интерфаза резко укорочена. Она представлена, по сути, периодом, в котором протекает репликация. Во-вторых, при дроблении имеет место в интерфазе только синтез и-РНК, остальные виды РНК и синтез белка еще не происходят. Отсюда, клетка не способна к росту и поэтому при каждом новом этапе дробления дочерние клетки-бластомеры получают размеры вдвое меньше, чем материнские.

Если вспомнить положение биогенетического закона и при­ложить его к дроблению, то этот процесс онтогенеза как бы по­вторяет в ускоренном виде переход от одноклеточных к много­клеточным формам-, который имел место в филогенезе.

Следующий процесс, эмбриогенеза — это гаструляция, с по­мощью которой зародыш из стадии бластулы переходит в стадию гаструлы. В основе этого процесса лежит перемещение клеточных масс, приводящее вначале к появлению двух, а затем и трех за­родышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы: При­чины и механизмы этого перемещения клеток выяснены недоста­точно.

. Продолжающееся перемещение клеток тела зародыша — про­цесс нейруляции, приводит к образованию органов спинного ком­плекса: нервной трубки, хорды, сомитов, тем самым приводит зародыш на стадию нейрулы. На этой стадий развития зароды­шевые зачатки заняли «исходные рубежи» и готовы к следующему: процессу — гистогенезу, т. е. к образованию тканей. Параллельно- с^образованием тканей их взаимодействие приводит к появлению новых структур — возникают органы. Процесс образования орга­нов, получил название - органогенеза. Очень часто оба эти про­цесса объединяют под общим термином морфогенеза.

Процессы морфогенеза продолжаются на протяжении всей жизни человека или животного. В настоящем разделе мы рас­смотрим эти процессы в эмбриональном периоде. .

Все процессы эмбриогенеза можно условно разделить на эле­менты. К ним относятся: размножение клеток, рост клеток, обра­зование некоторыми из, них межклеточного промежуточного ве­щества, перемещение клеток, детерминация и дифференцировка клеток, взаимодействие и гибель клеток.

Размножение клеток как элемент эмбриогенеза представлен дроблением, митозом и мейозом. Основная масса клеток возникает в результате митотического деления. Роль амитоза, как самостоя­тельного вида деления клеток, в. условиях нормального развития организма в настоящее время пересматривается. Мейоз свойстве­нен только половым клеткам в период их созревания. У большинст­ва видов животных, в том числе и у человека; он протекает в постэмбрйональном периоде.

Размножение клеток и последующий их рост, начиная со стадии гаструлы, генетически запрограммированные процессы, регулируемые действием биологически активных веществ. Рост клеток объясняют преобладанием процессов ассимиляции над

процессами диссимиляции. Уравнение интенсивности этих^процессов приводит к остановке роста клеток.

Одну из загадок эмбриогенеза представляют способы и меха­низмы перемещения клеток. Можно выделить перемещение клеток пластом, как это имеет место при гаструляции и нейруляции; пе­ремещение группами или отдельными клетками, как это имеет место при миграции первичных половых клеток, нейробластов в состав ганглиев, миобластов из миотомов в места локализации -будущих скелетных мышц. Механизм перемещения отдельных клеток объясняют с позиций амебоидного и ундулирующего дви­жения. Направление движения определяется хемотаксисом, а остановка'—механизмом контактного торможения, в основе ко­торого лежит прекращение движения при встрече однотипных клеток. ,

Прежде чем перейти к рассмотрению механизмов детерминации :и дифференцировки, дадим определение понятию «элементарный акт». В основе всех явлений жизни, как особой формы движения матери, а, Следовательно, процессов, протекающих в клетках, тканях и органах на этапах эмбриогенеза, лежат элементарные -акты морфогенеза.

Под элементарным актом мы понимаем цикл молекулярно-фер- ментативных. процессов, приводящих к образованию макромо­лекул или сборке надмолекулярных субклеточных структур.

К элементарным актам морфогенеза следует отнести процессы репликации, приводящие к., синтезу молекул ДНК, процессы транскрипции—ксинтезу всех.видов молекул РНК (и-РНК, р-РНК, т-РНК, рег.-РНК), процессы трансляции, приводящие к синтезу молекул белка, а также' процессы самосборки, приводящие к образованию различных мембран и органелл.

При эмбриогенезе появление и становление элементарных актов морфогенеза происходит в определенной последовательности. В зиготе возникшей из изолецитальной яйцеклетки, еще не пред­ставлены макромолекулярные синтезы. В период дробления у зародышей этого типа появляются процессы репликации и начина­ется синтез и-РНК. На стадии бластулы к этим элементарным актам присоединяется синтез т-РНК, на стадии гаструлы — р-РНК наконец, на стадии нейрулы в клетках зародыша представлены все виды макромолекулярных'синтезов и сборки надмолекулярных структур. Тем самым, на стадии нейрулы получили развитие все элементарные акты, обеспечивающие дальнейшее эмбриональное развитие.

Стадия нейрулы является стартовой площадкой для; дальнейших процессов гистогенеза, объединяемых общим термином «морфо­генез». Под морфогенезом следует понимать цепь последовательно развивающихся процессов, приводящих к становлению определен­ных структур и функций.

Исследуя начальные, промежуточные и конечные этапы мор­фогенеза, нетрудно заметить, что различные по структуре и функ­циям структуры возникают часто из одинаковых зачатков и от­личия между ними нарастают постепенно. Так, нервная ткань и развивающийся из нее спинной и головной мозг возникают из общего с кожей зачатка — эктодермы. Жидкая кровь, костная ткань и жировая ткань у зародыша имеют общего родоначальника в виде мезенхимы. Вместе с тем, клетки крови резко отличаются как от клеток костной, так и жировой ткани по своим размерам, форме, функции, биохимизму, что указывает, что активность генов, определяющих все эти отличия, различна у клеток этих тканей.

Процесс, который при онтогенезе приводит к развитию специ­ализированных по структуре и функции клеток, получил название дифференцировки. Как объяснить, что одинаковые по своему про­исхождению, структуре и функции клетки мезенхимы выбирают различные направления развития, т. е. дифференцируются по-раз­ному? Для объяснения этого очень важного положения введено понятие о детерминации.

Под детерминацией следует понимать стойкое и передающееся по наследству изменение состояния регуляторных структур клетки, определяющее направление дифференцировки.

Итак, под действием определенных факторов в клетке про­исходит детерминация, т. е. клетки получают программу развития. Затем наступает дйфференцировка, с помощью которой реализу­ется программа детерминации.

Понимание механизмов развития, что получило название «ме­ханики развития», создавалось работниками экспериментаторов-эм­бриологов на протяжении более 100 лет и существенно продви­нулось благодаря успехам молекулярной биологии, молекулярной генетики и электронной микроскопии.

Как известно, из зиготы путем дробления возникают бластоме­ры, из которых в свою очередь развиваются различные клетки зародыша. Решим, во-первых, вопрос, какова роль ядра клеток в процессе дифференцировки клеток. С этой целью рассмотрим результаты опытов Бриггса и Кинга.

Излюбленным объектом для решения вопросов механики раз­вития являются зародыши амфибий, в частности, головастики. Это объясняется доступностью объекта, неприхотливостью, высо­кой скоростью эмбрионального развития.

Если удалить ядро из зиготы головастика с помощью специ­альной иглы, т. е. энуклеировать зиготу, то последняя совершит несколько дроблений, но возникшие энуклеированные бластомеры вскоре погибнут и дальнейшее развитие прекратится. Вывод ясен — ядро необходимо для процессов эмбриогенеза.

Эксперимент несколько изменяется: в энуклеированные зиготы будущих головастиков трансплантируются ядра, выделенные из

бластомеров или из клеток зародыша, находящихся на стадии бластулы, ранней гаструлы, поздней гаструлы и нейрулы. Затем ведется наблюдение за судьбой зародыша. В подавляющем про­центе случаев энуклеированные зиготы, которым были трансплан­тированы ядра из клеток бластулы и ранней гаструлы проходят все этапы развития и превращаются в нормальных головастиков. Эти результаты позволяют сделать выводы, что ядра клеток за­родыша, находящегося на этих стадиях, по своим свойствам не отличаются от ядер зиготы, т. е. они эквипотентны, а поскольку они обеспечивают различные дифференцировки в процессе эмбрио­генеза, то ядра клеток бластулы и ранней гаструлы подобно ядрам зиготы полипотентны.

При трансплантации ядер клеток зародышей, находившихся на стадиях поздней гаструлы и нейрулы, развитие головастиков пре­кращается из-за гибели на стадии ранней гаструлы. Следователь­но, при эмбриогенезе/ ядра клеток зародышей уже на стадии поздней гаструлы претерпевают изменения и теряют способность обеспечивать развитие зиготы до взрослой формы. На стадии поздней гаструлы ядра клеток головастиков уже не экви- и не полипотентны. На основании этих опытов можно сделать вывод, что в процессе эмбриогенеза изменяются свойства ядер клеток: уменьшается их способность обеспечивать развитие клеток в раз­личных направлениях, т. е. они специализируются или иначе диф­ференцируются.

В отличие от Бриггса и Кинга, Гердон в: более поздних рабо­тах обнаружил, что в 1% случаев, т. е. очень , редко, ядра кле­ток эпителия кишечника головастика при трансплантации в эну- клеированную зиготу могут вызывать развитие нормального заро­дыша. Эти результаты требовали объяснения. В настоящее время можно дать, по-видимому, два объяснения результатам Гердона. Первое: среди эпителиоцитов кишечника есть вдетки, которые мо­гут подвергнуться дедифференцировке, стать снова полипотентными и обеспечить развитие зародыша. Второе: в процессе раз­вития не все клетки дифференцируются, очень небольшая часть из них сохраняет экви- и полипотентность, составляя камбий различных тканей. Это можно объяснить небольшим процентом успешных трансплантаций у Гердона. Тем самым опыты Гердона не отменили основных выводов, сделанных Бриггсом и Кингом, но поставили вопрос о возможности дедифференцировки ядер в процессе эмбрионального развития.

Общий вывод, который можно сделать на основании всех этих экспериментов, состоит в том, что изменения в ядрах кле­ток имеют большое значение в механизме эмбриогенеза.

Возникает вопрос: какова роль цитоплазмы при этом? Для выяснения этого вопроса обратимся к результатам некоторых эк­спериментов. Хорошо известно, что образование всех видов РНК>

исключая митохоидриальные, протекает в ядрах клеток. Этот про­цесс транскрипции может быть легко обнаружен современными методами авторадиографии и биохимии. Как было показано выше, становление синтеза различного вида молекул РНК происходит постепенно, по мере прохождения по стадиям развития. Этот про­цесс протекает только в ядре клеток.

Для решения вопроса в какой степени синтез молекул РНК зависит от зрелости цитоплазмы были поставлены следующие опыты. В энуклеированную зиготу трансплантировали ядра клеток,, выделенные у зародыша головастиков, находящихся на стадии бластулы, гаструлы и нейрулы. В этих ядрах, как известно, уже имеет место синтез различных комплексов молекул РНК. Однако, при взаимодействии этих ядер клеток с цитоплазмой зиготы они временно прекращали процессы транскрипции. Следовательно, реа­лизации транскрипций на этапах эмбриогенеза б клетках зародыша требует определенной зрелости цитоплазмы, способной ингибировать эти процессы.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод по этому раз­делу: не только ядро определяет развитие элементарных актов в цитоплазме зародыша, но и цитоплазма в свою очередь регу­лирует ход элементарных актов в ядре клеток, т. е. взаимодейст­вием ядра и цитоплазмы можно объяснить сложные процессы развития клеток, их дифференцировку на этапах эмбриогенеза.

Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки кле­ток в последнее время подвергаются интенсивному изучению. У прокариот объяснение развития дифференциальной активности ге­нов можно получить с позиций гипотезы Жакоба и Моно. Сложнее дело обстоит у эукариот. У бактерий, имеющих одну кольцевую хромосому, репрессия и депрессия генов получает объяснение с по­зиций взаимодействия оперона с геном-регулятором. У эукариотов в ядре находится несколько хромосом, в которых располагается громадная по объему генетическая информация. Существуют ме­ханизмы взаимодействия между отдельными порциями генетиче­ской информации, локализованными в различных хромосомах.

Приблизиться к пониманию хотя бы в обших чертах к меха­низмам взаимодействия между различными отделами генома клет­ки в процессе дифференцировок клеток эукариот при эмбриогенезе, помогает схема-гипотеза, высказанная Бриттеном^ Дэвидсоном.

В соответствии с понятиями Жакоба и Моно, Бриттен и Дэвид­сон подразделяют гены на регуляторные и продюссерные (струк­турные). В свою очередь, регуляторные гены подразделяют на сензорные, интегрирующие и рецепторные. Сензорные гены взаи­модействуют с регуляторными факторами-сигналами (гормоны, биологически активные вещества). Сензорным генам подчинены гены-интеграторы, которые под воздействием сензорных генов определяют выработку активаторной РНК. Последняя может дейст­

вовать на рецепторные гены, расположенные в различных хромосомах и тем самым генерировать и усиливать сигнал. Рецептор­ные гены под действием активированной РНК включают гены- продюссеры, которые подобно структурным генам определяют синтез различных видов РНК, а, следовательно, и синтез опре­деленных видов белка, которыми на конечном этапе и определяется ход и направление дифференцировки клеток.

Характер этих взаимодействий молекулярно-генетических ме­ханизмов клеток при их дифференцировке представлен на схеме 1.

теоретические основы понимания эмбриогенеза - student2.ru

Некоторые из вновь синтезированных белков, или продукты, возникающие под их действием, обеспечивают обратную связь, воздействуя на сензорные гены.

Процесс развития протекает постепенно по схеме причинно- следственных взаимоотношений, следствие причины 1 может вы­ступать в роли причины 2 и определять появление следствия 2 и т. д. Этот процесс развертывается во времени. Время, в свою очередь, определяется последовательностью генетически детерми­нированных процессов, протекающих в какой-то структуре.

Процесс развития зародышей не автономный, а зависит от дей­ствия ряда причин. Неоплодотворенные половые клетки у высших, организмов не способны обеспечить развитие зародышей. Толчком или причиной, обуславливающей развитие, является оплодотворе­ние, которым запускается весь эмбриогенез и, в первую очередь,, дробление.

Развитие элементарных молекулярных актов на этапах раннего эмбриогенеза объясняется взаимодействием генетических струк­тур ядра и органелл цитоплазмы. На стадии нейрулы основные

эмбриональные зачатки уже детерминированы, чем и подготов­лен следующий этап в развитии зародыша—этап гистогенеза, а затем и органогенеза.

В развитии этих этапов важнейшая роль принадлежит взаимо­действию клеток. Характер этих взаимодействий для высших жи­вотных был вскрыт в опытах Шлепана и его учеников. При этом было показано, что удаление зачатка хорды у зародышей амфи­бий блокирует образование из эктодермы нервной пластинки и превращение последней в нервную трубку. Пересадка хордального тяжа на вентральную сторону зародыша приводила к развитию нервной трубки на передней стороне тела головастика. Если заро­дышу головастика на стадии гаструлы трансплантировать зача­ток хорды, взятый из другого зародыша, то отмечалось развитие двух нервных трубок на дорзальной и вентральной сторонах тела. На основании этих опытов был сделан вывод, что хорда вызывает развитие нервной трубки.

Этот процесс получил название эмбриональной индукции, а метаболиты хорды, ответственные за процесс, получили название индукторов.

Вторым классическим примером взаимодействий в процессах эмбрионального органогенеза может быть индукция развития хрусталика под действием глазного бокала. Индуктор является метаболитом и переносится из клеток индуцирующей в клетки индуцируемой структуры. Разделение этих структур с помощью сплошных, непроницаемых перегородок блокирует эффект индук­тора, разделение с помощью решетчатых перегородок не препят­ствует развитию эффекта. Индуктор, достигнув клеток-мишеней, выступает в роли фактора, действующего на генетические струк­туры— сенсорные гены и вызывает стойкое и наследуемое изме­нение активности генов — развитие эпигеномной наследственности. Таков, по-видимому, механизм детерминации, определяющий в дальнейшем характер последующих дифференцировок.

Коррекция процессов дифференцировки и перемещение клеток, приводящих к развитию тканевых и органных структур, получают объяснение с позиций принципа проверки обстановки клетками, предложенного Боннером. Согласно этому принципу, дифференцировка клеток идет ступенчато и клетки проверяют окружающую обстановку, сверяя ее с генетической программой своего развития. Если такая сверка совпадает с программной, то наступает следую­щий запрограммированный этап развития. Реализация принципа проверки обстановки допустима в том случае, если считать, что принцип дополняется принципом сигнализации. Согласно этому принципу каждый этап дифференцировки сопровождается выра­боткой клетками веществ сигналов, которые являются индукто­рами для последующих дифференцировок в клетках, проверяющих обстановку.

Мы попытались представить положения этой чрезвычайно сложной и бурно развивающейся отрасли знания о теоретических осно­вах процессов эмбриогенеза. Каждый день приносит новые све­дения, дополняющие наши знания, ставящие новые проблемы перед учеными.

Как было показано выше, теоретические проблемы эмбриоге­неза в разное время получали объяснение с позиций преформизма или эпигенеза. Основатель преформизма Бонне считал, что в жен­ской яйцеклетке находятся зародыши в готовом виде, в яйцеклет­ках этих зародышей находятся еще. меньшие по размерам заро­дыши следующего поколения. По его подсчетам в яичнике Евы содержалось 27 000 000 зародышей всех последующих поколений людей. Абсурдность подобных построений сохраняло, однако, свое значение в течение длительных этапов и эти отголоски префор­мизма пытаются найти свое убежище в концепциях неопрефор­мизма.

С позиций неопреформизма в яйцеклетке заложен не готовый зародыш, а тот молекулярный материал, из которого будет идти развитие будущего организма. Неопреформизм продолжает отри­цать возникновение новых структур в процессе развития.

Положение теории эпигенеза в первичном ее представлении также требует коррекции. Структуры цитоплазмы яйцеклетки не гомогенны и не полипотентны. Из определенных зон яйцеклетки, как правило, возникают определенные структуры зародыша. Следо­вательно, цитоплазма яйцеклетки в какой-то степени преформирована в виде развития структур из подготовленного в процессе га- метогенеза материала. Иначе не имел бы смысл сложный под­готовленный этап созревания женской половой клетки.

Обе длительное время конкурирующие теории могут быть использованы при создании синтетической теории эмбриогенеза. Та­кой теорией должна стать генетическая теория развития.

Половые клетки не имеют готовых структур будущего зароды­ша, но они содержат набор генов — генетическую программу для данного вида животных, включая особенности для каждого инди­видуума. С этих позиций структуры половых клеток и зиготы не гомогенны и не экви- и полипотентны. Вместе с тем, в процесса эмбриогенеза возникают структуры от молекулярного до орган­ного уровней, которых нет в половых клетках. Это подтверждает некоторые положения эпигенеза. Следовательно, сложно-органи­зованными половыми клетками передаются по наследству не гото­вые структуры, а инструкции по их изготовлению. Эти инструк­ции не энтелехия, а программа развития путем специфических синтезов, закодированных молекулами ДНК.

Наши рекомендации