Задание 2. Определите, союз или союзное слово связывает придаточную часть с главной

Образец: Берег, где (союзное слово, наречие) остановилась машина, был низкий, илистый.

Воздух был полон острой свежести, какая (союзное слово, местоимение) бывает после грозы.

1) 1)Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит.

2)Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему.

3)Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются.

4)Чем выше культура народа, тем он миролюбивее.

5)Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды.

6)Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками.

7)Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

8)Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

9)Говорят, что человеку время от времени полезно по­жить в одиночестве.

10)Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

11)Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

12)Он не понял в чем дело.

13)Василиса Капитоновна, взявши Ивана Фе­доровича с таинственным видом за руку, ска­зала, что она теперь хочет поговорить с ним о деле.

14)Вернер ушел в полной уверенности в том, что он меня предостерег.

15)Почему так именуется речка, даже объезд­чик не знает.

16)Я поднялся на одну из соседних вершин по­смотреть, далеко ли еще осталось до перевала.

17)Чувствовалось в воздухе, как вста­вало солнце.

18)С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употре­бить целый длинный день.

19)Что это нелегко, я согласен.

Ответ:

1)Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит. (союз)

2)Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему. (союз)

3)Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются. (союзное слово, местоимение)

4)Чем выше культура народа, тем он миролюбивее. (союз)

5)Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды. (союзное слово, наречие)

6)Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками. (союз)

7)Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (союз)

8)Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. (союзное слово, местоимение)

9)Говорят, что человеку время от времени полезно по­жить в одиночестве. (союз)

10)Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. (союзное слово, наречие)

11)Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. (союз)

12)Он не понял, в чем дело. (союзное слово, местоимение)

13)Василиса Капитоновна, взявши Ивана Фе­доровича с таинственным видом за руку, ска­зала, что она теперь хочет поговорить с ним о деле. (союз)

14)Вернер ушел в полной уверенности в том, что он меня предостерег. (союз)

15)Почему так именуется речка, даже объезд­чик не знает. (союзное слово, наречие)

16)Я поднялся на одну из соседних вершин по­смотреть, далеко ли еще осталось до перевала. (союз)

17)Чувствовалось в воздухе, как вста­вало солнце. (союз)

18)С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда(союзное слово, наречие) и на что (союзное слово, местоимение) употре­бить целый длинный день.

19)Что это нелегко, я согласен. (союз)

Задание 3. Расставьте знаки препинания в предложениях:

1)Ночь была такая черная что вплотную столкнув­шись лицами нельзя было видеть друг друга.

2)Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

3)При мысли великой что я человек всегда возвыша­юсь душою.

4)Надо было все обдумать вспомнить не забыл ли чего-нибудь.

5)Несмотря на то что было холодно снег таял весь­ма заметно.

6)Животные наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса.

7)Он заговорил так же внезапно как вошел мгновенно сделав вид будто не заметил моей потерянности.

8)Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место всегда остается в душе сожаление и возможно любовь.

9)Да жизнь сложна но радость пушистого снега синих вечерних сумерек это то что доступно каждому из нас причем абсолютно бесплатно.

10)Нужно ли объяснять детям почему так нерадостен взрослый мир.

11)Однажды в Царском Селе медвежонок сорвал цепь со столба возле которого была устроена его будка и побежал в сад.

12)Небо совершенно сливалось здесь с землею и хотя нас окружал густой мрак видно было как тускло светили фонари на улицах.

13)Основа реалистического творчества Достоевского мир человеческих страданий в изображении которых он не знает себе равных.

14)Что бы ни происходило вокруг хочется чтобы все доброе сохранилось в памяти.

15)Нам понадобился проводник в надежности которого не было бы сомнений.

16)Когда художница смотрела даже на спокойную гладь моря ее воображение рождало образы непокорной стихии и тогда она чтобы оживить воображаемые картины решила что непременно придет на берег в бурю.

Ответ:

1)Ночь была такая черная, что, вплотную столкнув­шись лицами, нельзя было видеть друг друга.

2)Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

3)При мысли великой, что я человек, всегда возвыша­юсь душою.

4)Надо было все обдумать, вспомнить, не забыл ли чего-нибудь.

5)Несмотря на то что было холодно, снег таял весь­ма заметно.

6)Животные наверняка видели, как мы ломали ветки, и, вероятно, слышали наши голоса.

7)Он заговорил так же внезапно, как вошел, мгновенно сделав вид, будто не заметил моей потерянности.

8)Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место, всегда остается в душе сожаление и, возможно, любовь.

9)Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек - это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно.

10)Нужно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир?

11)Однажды в Царском Селе медвежонок сорвал цепь со столба, возле которого была устроена его будка, и побежал в сад.

12)Небо совершенно сливалось здесь с землею, и, хотя нас окружал густой мрак, видно было, как тускло светили фонари на улицах.

13)Основа реалистического творчества Достоевского - мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

14)Что бы ни происходило вокруг, хочется, чтобы все доброе сохранилось в памяти.

15)Нам понадобился проводник, в надежности которого не было бы сомнений.

16)Когда художница смотрела даже на спокойную гладь моря, ее воображение рождало образы непокорной стихии, и тогда она,чтобы оживить воображаемые картины, решила, что непременно придет на берег в бурю.

Урок 10.

Наши рекомендации