Обзор кистей для живописи
Оговорюсь сразу – это мое личное мнение о видах живописных кистей, проверенных на практике, и на стопроцентную истину оно не претендует. Эта заметка призвана помочь вам сориентироваться в многообразии художественных кистей. Но помните, что никакая суперкисть не сможет полностью заменить основное – то, что ее держит. То есть руку художника. :)
Для начала рассмотрим материалы, из которых делают кисти. Начнем с основного - с волоса для кистей.
Кисти из щетины.
Это наиболее грубые и жесткие из всех художественных кистей. Вы сразу и без труда отличите их от мягкой белки или пони: щетинная кисть немного наркоман - она торчит и колется :) (Что неудивительно, ведь ее делают из свиной щетины.) Такие кисти - классика масляной живописи: плотные, грубые, они отлично держат комок краски и позволяют накладывать мощные мазки. Но у них есть и ряд недостатков: например щетинной кистью очень трудно прорабатывать мелкие детали, также ими плохо удаются мягкие лессировки (перекрытия сильно разведенной краской). Даже самая маленькая и тонкая щетинная кисть немного неряшлива, и представляет из себя слабовато собранный неровный пучок щетинок. Собираться «в точечку», мягко ложиться на холст и «расплываться» в стороны, как это делают акварельные кисти, щетина не будет. Поэтому набор щетинных кистей (для масляной или акриловой живописи) имеет смысл дополнить несколькими синтетическими кисточками, или даже использовать для этого «вышедшую в тираж» старую акварельную кисть.
Кисти из пони.
Пони – это лошадь, как мы помним :) Соответственно, кисточки «пони» - это кисти из конского волоса. По свойствам они близки к беличьим, но белка, как правило, собирается «в точку» (это важный параметр для акварельных кистей!), а пони - нет. Поэтому пони-кисти не годятся для проработки мелких деталей в акварели, а для акрила или масла не подходят из-за мягкости.
Для чего же они годятся?
Для крупных акварельных заливок, например (как замена «белке»). Но, как вы понимаете, для этого кисть должна быть довольно большой сама по себе. Поэтому я не вижу большого смысла приобретать кисточку-пони меньше 4-5 размера. Еще один недостаток «лошадки» - она страшно линяет, а выбирать прилипшие волоски из готовой акварели – удовольствие ниже среднего. Зато это весьма бюджетное решение.
Кисти из козы.
Кисть из козьего волоса бывает очень разной: наиболее грубые и жесткие экземпляры приближаются по своим качествам к щетине, самые мягкие могут не уступать по мягкости хорошей белке. При покупке «козы» советую ориентироваться не на некие её абстрактные «общие свойства», а на вид и возможности конкретно той кисточки, которую вы держите в руках.
Кисти из белки
Беличьи кисти - классика «бюджетной» акварели: мягкие, пушистые и приятные. Слегка линяют, но, как правило, не критично. При смачивании водой они должны изменить форму: основание останется «толстеньким», а кончик должен сузиться и практически «сойти на нет», превратившись в точку, из которой не торчит ни единого волоска. (Это и есть тот самый «сход в точку», который критически важен для акварельных кистей.) Если волоски всё же торчат - возможно, это и неплохая кисть, но не отличная. Оставьте ее для заливок, а для деталей поищите белку покачественнее. А лучше – берите сразу колонка!
Кисти из колонка и соболя.
Соболь и колонок – это элита и вершина кистей для акварели! Ничего лучше, чем шерсть этих дорогих куньих, в акварели еще не придумано. Колонок мягкий и упругий одновременно, им можно и делать роскошные большие заливки, и прорабатывать мельчайшие детали – кисть не «соскочит», не мазнет внезапно разлохматившимся кончиком, не вильнет в непредсказуемую сторону. Колонковые кисти сочетают в себе мягкость белки и управляемость синтетики, практически не линяют и, при аккуратном обращении, служат художнику очень долго. В общем, своих немалых денег они стоят.
Что же касается соболя – под маркой «соболь», «sable» или «баргузин» (хто здесь?.. нет такого животного!...)) чаще всего скрывается все тот же колонок, только другой расцветки. По крайней мере, мои «собольи» кисти по свойствам от колонка не отличались. По слухам, истинный соболь в работе еще круче колонка, но стоимость у него как у колеса от «Феррари». Кто сможет его приобрести и сравнить с колонком – поделитесь впечатлениями!
Синтетические кисти.
Синтетику обычно принято ругать и презрительно морщиться в ее сторону, небрежно помахивая колонковой кистью. Однако, я их ругать не буду, а наоборот, похвалю. По моим наблюдениям, синтетические кисти напоминают колонка с увеличенной упругостью. Для детализации акварели они чуть ли не лучше, чем колонок. Делать мягкие заливки ими тоже можно, хотя это и сложнее, чем традиционными кистями – но если приноровиться, вполне получается. Правда, есть один специфический момент: кисти из натурального мягкого волоса обладают качеством, которое я называю «инерцией». То есть, их невозможно резко остановить, внезапно перестав вести линию или наносить пятно: мокрый волос еще какие-то доли секунды «ползет» вперед, делая линию плавной. Это очень красиво и прекрасно вписывается в концепцию классической акварельной живописи. Синтетика так делать почти не умеет: она останавливается резко, прекращая линию ровно там, где остановилась рука. И это отлично подходит для современных, более резких и «рваных» стилей акварели. Но и малейшую неуверенность художника синтетическая кисть тоже подчеркнет безжалостно (там, где классическая кисть дала бы шанс ее сгладить и «смазать»).
Дополнительными достоинствами синтетики также являются ее невысокая цена (при вполне достаточном, в большинстве случаев, качестве) и универсальность применения: синтетическая кисть честно прослужит вам с год в качестве акварельной, потом сотрется по бокам, плавно деградирует до масляно-акриловой и в таком качестве протянет еще год-два. (А можно и сразу покупать синтетику специально для масла: по моим наблюдениям, она работает намного деликатнее традиционной щетины.)
Необычные и нестандартные виды волоса для кисти: волк, барсук, медведь, бычьи уши, мангуст и другие животные.
О таких кистях ничего конкретного сказать не могу, поскольку проверить их на практике не довелось. При выборе кисти из подобного неведомого зверя, следуйте общему правилу: чем мягче волос – тем он «акварельнее». Если намоченная кисть «собирается в точку» - она годится для мелкой работы акварелью. Если не собирается, но волос мягкий и нежный – она годится для широких акварельных размывок. Если волос жесткий – скорее всего, такая кисть больше подойдет для акрила или масла.
Кстати, кисти можно делать и самостоятельно: в этом случае в качестве исходника для нее может послужить все, что угодно – от рукава старой шубы до пряди собственных волос :) Такой кисти точно не будет ни у кого. Однако, предсказать поведение такой самоделки… то есть, эксклюзива, в работе не сможет никто, включая и самого автора. )
Ручка кисти.
Чаще всего ручку кисти делают из дерева, реже из пластмассы. Специальных требований к ней нет, а длину (если ручка слишком длинная) всегда можно «подкорректировать» кусачками или ножовкой. И, кстати, простенькие ручки кистей из некрашеного дерева ничем не отличаются по смыслу от красивых лакированных. Какую выбрать -исключительно дело вкуса.
Форма кисти.
Классические варианты формы кисти - плоская или круглая. Плоские кисти чаще используются в масляной и акриловой живописи, круглые – в акварельной. Но каких-то жестких правил здесь нет. Правда, вам придется изрядно побегать по магазинам, если ваши предпочтения нестандартны: ассортимент круглых масляных кистей заметно меньше, чем плоских. Так же редко встречаются и плоские акварельные.
Кисти с нестандартной формой – веерные, «ласточкин хвост», «кошачий язык», скошенные на один край, скругленные плоские, с «выхваченными хвостами»…
Если честно, я считаю все это разнообразие форм полной фигней. И похоже, их единственное назначение – обеспечивать заработок недобросовестным продавцам, которые всегда готовы снабдить начинающего художника «профессиональным набором кистей». А, ну и еще они подходят тем, кто учится рисовать по иллюстрированным пособиям типа «пять шедевров за десять минут»: вот в таких изданиях веерную кисть, например, очень любят. А что, здорово же: накатать фон валиком, проложить по нему два-три кривых ствола дерева стандартной кистью, и натыкать по всему свободному полю веерной, имитируя «крону» – вуаля, пейзаж готов! (А то, что начинающий художник без своего спецнабора кистей ничего и никогда сам не нарисует – так это не проблема автора пособия, не так ли?...)
В общем, как вы наверняка уже догадались, нестандартные кисти я не люблю. И в первую очередь потому, что они делают художника несамостоятельным, приучая к специализированным инструментам. Получается не художник, а кустарь-оформитель. А во вторую очередь я их не люблю потому, что еще ни разу не видела ни одного случая, чтобы такими кистями (без применения обычных) было создано что-то стоящее – за исключением только одного автора, у которого стандартные кисти устойчиво стирались под углом. Фабричная кисть со скосом, аналогичным его собственному, пришлась по руке этому художнику как нельзя лучше. Но это, как вы понимаете, редкий единичный случай. И из всех «необычных» кистей посоветую брать разве что «скругленные плоские» (в форме лопаточки), приближенные к форме хорошо поюзанной стандартной плоской кисти. Всё остальное, по моему личному мнению - пустая трата времени, денег и вдохновения.