Подготовка вступления речи

Вступление - это не только введение в тему, но и средство установления контакта с аудиторией, возбуждение интереса, завоевание внимания.

Оратор, используя неудачное и трафаретное начало, рискует нарушить контакт со слушателями. Уже с первых слов оратор должен увлечь аудиторию, зажечь ее. Чаще всего начинают речь с приветствия и обращения к аудитории. Это способствует установлению доброжелательных отношений. Характер обращения и приветствия во многом зависят от обстановки и собравшейся аудитории. Во вступлении можно использовать апелляцию к событию, времени, месту. Удачным началом служит и ссылка на известные источники информации: центральные и местные газеты, телевидение, радиовещание. Для приглашения аудитории к размышлению уже на стадии начала речи полезно использовать проблемные вопросы и привлекающий внимание факт. Если требуется снять напряжение в аудитории, установить взаимопонимание, хорошо обратиться к юмору, шутке. Эффектным средством установления психологического контакта с аудиторией может служить апелляция к собственной личности, к своим мыслям и переживаниям. Если оратор уверен, что аудитория готова его слушать и степень ее внимания достаточно высока, эффективным вступлением может быть краткое изложение цели, задачи, мотива и содержания речи. Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными композиционными частями речи - главной частью и заключением. Это относится как к содержанию, так и к форме изложения вступления. Размер вступления определяется рядом факторов: продолжительностью речи, настроением аудитории, отношением слушателей к теме речи, к оратору.

ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИ

В заключении речи могут подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи. В конце речи могут кратко повторяться главная мысль и важность для слушателей данной темы. Завершая выступление, оратор может наметить тему следующей встречи или пути развития выраженных им идей. Оратор может поставить перед аудиторией на основе всей речи какие-либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить. В конце митинговой речи оратор обычно провозглашает лозунги, которые не только воздействуют на эмоциональную сферу слушателей, но и побуждают к действию. Заключение должно быть кратким, форма изложения в заключении зависит от вида красноречия. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Следует помнить, что эти сферы взаимно перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИСКУССТВА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СЛОВА

Понятие культуры речи в устном выступлении включает в себя и культуру голосоведения, произнесения, степень четкости выговаривания звуков, т.е. все обеспечивающее понятность и несущее эмоциональное отношение говорящего.

Наиболее распространенные недостатки звучащей речи: монотонность, быстрый или слишком медленный темп говорящего, плохая дикция, неверные ударения и произношения. Так как от качества звучания речи зависит ее восприятие, усвояемость и, в итоге, степень влияния говорящего на аудиторию, предлагаются рекомендации по технике звучащего слова, которые способствуют улучшению звуковой стороны выступления.

· Речь, произносимая с трибуны, со сцены требует повышенной звучности. Будучи в этом смысле искусственной, она должна сохранять всю выразительность естественной речи.

· Речь должна быть благозвучной и «дальнобойной», чтобы каждое слово и интонация легко доходили до сознания слушателя и западали в душу.

· Восприятие речи есть процесс не только слуховой, но и слухомышечный: слушатели воспринимают говорящего не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата. Если мышцы выступающего напряжены, то его голос звучит резко, сдавленно. Это утомляет аудиторию, она начинает кашлять, двигаться или отключается от слушания, тем самым давая отдых своему речевому аппарату. Поэтому навык «мышечного» контроля должен быть постоянно на страже свободно звучащего слова, ибо только такой голос способен передавать мысли и отражать чувства.

· Согласные звуки несут больше информации, чем гласные. Они выполняют смыслоразличительную функцию. Поэтому, чем сильнее звучит голос, тем четче надо произносить все звуки, входящие в структуру слова, а тем более согласные. Следует помнить, что неразборчивость речи особенно обнаруживается при высоких тонах голоса, при усилении звука и при тихом звучании, низких тонах голоса, если говорящий не заботится об интенсивности произнесения.

· Громкость начальных слов фразы, как правило, намного превышает громкость конечных, даже если в конце оказывается что-то новое.

· Главным средством выражения речевого действия является интонация. Именно по интонации ( т.е. повышению или понижению тона голоса, увеличению или уменьшению силы звука, продолжительности и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи, тембра, характера произнесения) слушатели главным образом понимают мысли и угадывают чувства оратора.

· Во время публичного выступления возможны моменты спада внимания слушателей, ощущения собственной усталости, вялости, которые незамедлительно сказываются на интенсивности словесного действия. Незаметно убирайте мышечную расслабленность, меняйте тон, темп речи, мобилизуйте свою диафрагму, говорите на «опоре», подбрасывайте диафрагмой ударный слог. Окрепший звук полетит, дикция получит подмогу, придут радостные эмоции.

· Научитесь готовиться к публичному выступлению, осмысливая и продумывая не только по содержанию, композиции, но и тренируясь в проговаривании текста вслух.

ДОКА3АТЕЛЬСТВО

Доказательство - это цепь рассуждений, с помощью которых обосновывается какое-либо утверждение или отрицание. Всякое доказательство состоит из тезиса и аргументов. Тезис - это мысль, которую надо доказать. Аргументы - это ранее обоснованные суждения, которыми доказывается тезис. Аргументы отвечают на вопрос: чем можно доказать тезис? Аргументы и тезис связаны друг с другом, это связь тезиса с аргументами называется демонстрацией. Демонстрация отвечает на вопрос: как связать аргументы с тезисом. Тезис может быть представлен в виде заголовка статьи, вывода, теоремы, гипотезы и т. д. Аргументы могут быть представлены в виде суждений ранее доказанных, в виде фактов.

ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Они рассматриваются в соответствии с составом доказательства: правила тезиса, правила аргументов и правило демонстрации.

Правила тезиса.

а) тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. При нарушении этого правила возникает ошибка: подмена тезиса. Ее суть в том, что доказывается не тот тезис, который был сформулирован сначала:

б) тезис должен быть точно, однозначно сформулирован. При нарушении этого правила возникает ошибка: кто слишком многое доказывает, тот ничего не доказывает. Суть ее в том, что доказывается тезис, сформулированный в слишком категорической форме. Эта ошибка возникает из-за небрежной формулировки или непонимания смысла тезиса. Перед началом доказательства важно уточнить смысл понятий, входящих в тезис, уточнить также объем, т. е. всему ли классу предметов принадлежит (или не принадлежит) признак, о котором идет речь, или только части предметов.

Правила аргументов.

а) аргументы должны быть истинными, достоверными. Нарушение этого правила проявляется в двух ошибках. Первая ошибка - основное заблуждение - состоит в том, что в качестве аргумента используется заведомо ложное суждение. Вторая ошибка - предвосхищение основания - состоит в том, что в качестве аргумента используется еще не доказанное положение. Это положение еще надо доказать, а уже потом брать в качестве аргумента. А его используют, как будто оно доказано;

б) аргументы должны быть доказаны самостоятельно, независимо от тезиса. При нарушении этого правила возникает ошибка порочного круга, суть которой в том, что тезис доказывается с помощью аргумента, а аргумент - с помощью тезиса;

в) аргументы должны быть необходимыми и достаточными для тезиса. При нарушении этого правила возникает ошибка, «не вытекает», суть которой в том, что аргументы, вместе взятые, сами по себе истинные, но настолько слабые, что из них не вытекает тезис.

Правила демонстрации.

При связывании аргументов с тезисом должны быть соблюдены все правила умозаключений: по аналогии, дедукции, индукции. Могут быть такие ошибки: смещение собирательного смысла понятия с разделительным, т. е. в целом утверждается то, что справедливо только о части этого целого, либо о каждом предмете совокупности утверждается то, что справедливо относительно совокупности в целом.

Вторая ошибка - от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно - проявляется в том, что суждение, верное лишь при строго определенных обстоятельствах, является верным с точки зрения доказывающего, при всех обстоятельствах.

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Доказательство делится на прямое и косвенное. Прямое доказательство используется в том случае, когда есть несомненные и достаточные аргументы, из которых прямо вытекает доказываемый тезис. Косвенное доказательство ведется так: временно допускается антитезис, т.е. противоречащее исходному тезису суждение. Из этого антитезиса выводятся все следствия, и если следствия не соответствуют действительности, то по закону исключенного третьего, истинным является тезис, который надо было доказать.

ТЕХНИКА АРГУМЕНТАЦИИ

В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда мы хотим что-либо обосновать; и контраргументация, с помощью которой мы опровергаем тезисы и утверждения собеседника. Для обеих конструкций применяются одни и те же основные приемы, которые состоят: в тщательном изучении всех фактов и сведений, которые будут использованы в ходе аргументирования; в исключении возможных противоречий; в формулировании логичных и ясных заключений.

Нужно также добавить сюда следующее определение качества аргументов: наилучшими являются те аргументы, которые основаны на правильных и четких рассуждениях по данному вопросу, на хорошем знании деталей и обстоятельств и на способности заранее и в конкретных формах и точно представить себе то, что произойдет. Для построения аргументации в нашем арсенале имеются риторические методы аргументирования, которых в принципе следует придерживаться.

1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к нашему собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашего доказательства в случае доказательной аргументации или же - если речь идет о контраргументах - пытаемся, если это возможно, оспорить и опровергнуть факты и доводы собеседника. Если нам удастся поставить под вопрос изложенные им факты, то тогда вся конструкция его аргументации рассыпается, как карточный домик. Важную роль здесь играют цифровые примеры, которые являются прекрасным фоном как для поддержки наших тезисов, так и для опровержения тезисов и положений собеседника.

2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации противника. Если речь идет о доказательной аргументации с нашей стороны, мы должны предварительно тщательно проверить, не противоречат ли одна другой отдельные части и данные, чтобы не дать собеседнику перейти в контрнаступление. Точно также нельзя допускать, чтобы противоречия в аргументации собеседника оставались незамеченными. Следует добавить, что по своей сущности этот метод является оборонительным.

3. Метод «извлечения выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приведет нас и желаемому выводу. При контраргументации это означает опровержение ошибочных выводов собеседника или требование корректных и логически правильных доказательств. Метод извлечения выводов применяется также тогда, когда наш собеседник сделал лишь частичные или вообще не сделал никаких выводов, что дает нам возможность высказывать такие суждения, которые разрушают даже исходную базу его аргумента.

4. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения. Этот метод фактически представляет собой особую форму метода «извлечения выводов».

5. Метод «да.., но». Часто бывает, что собеседник приводит хорошо построенные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны предложенной альтернативы. Но, поскольку действительно редко случается так, что все говорит только "за" или только "против", легко применить метод «да..., но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Мы можем спокойно согласиться с собеседниками, а потом наступает так называемое «но».

6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения», «это и то полностью ошибочно». При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их и опровергнуть.

7. Метод «бумеранга». Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если его применить с изрядной долей остроумия.

8. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать. Собеседник придает значение чему-то, что по нашему мнению, не столь важно. Мы констатируем это и анализируем.

9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает.

10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. Можно указать на такие примеры: «Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу»; «Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется мясо. Но кто будет слушать мелкую сошку?»

11. Метод опроса. Основывается на том, что вопросы задаются заранее. Вопросы - «ударный инструмент» любой беседы, а поскольку мы хотим узнать от собеседника преимущественно не то, что он сам нам хочет сообщить, то мы тщательно их продумываем, предусматриваем обстоятельства, при которых мы сможем в определенной последовательности и в нудном темпе задать собеседнику ряд вопросов, которые должны быть краткими и содержательными, но при этом предельно точными и понятными. Поскольку вопросы в целом являются основным механизмом любой дискуссии, то можно сказать, что заранее заданные вопросы являются особым видом аргументации, причем весьма эффективным,

12. Метод видимой поддержки. Весьма эффективен как в отношении одного собеседника, так и в отношении нескольких слушателей. В чем он заключается? К примеру, наш собеседник изложил свой аргументы, и теперь мы берем слово. Но мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот, приходим на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Но только для видимости! А затем следует контрудар. Пример: "Вы забыли в подтверждение Вашего тезиса привести еще и такие факты... (перечисляем их) .Но все это Вам не поможет, так как... " - теперь наступает черед наших контраргументов. Таким образом создается впечатление, что точку зрения собеседника мы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезиса. Следует добавить, что этот метод требует особо тщательной подготовки.

Наши рекомендации