Расстрел рабочих в Новочеркасске
В 1961г. власти провели денежную реформу. Новый рубль обменивали на старые деньги в соотношении 1:10. При этом цены на многие товары, особенно на рынке, значительно повысились. Подоходный налог с зарплаты не был отменен, хотя Хрущев и обещал это сделать. Под прикрытием лозунгом о скором наступлении коммунизма весной 1962г. снова повысили цены на мясо, молоко, яйца более чем на 25% - гонка вооружений требовала все больше и больше средств.
1 июня 1962г. в городе Новочеркасске Ростовской области рабочие электровозостроительного завода, которым по решению дирекции были уменьшены расценки за их труд, устроили митинг. Они обратились к директору завода Б. Курочкину с просьбой помочь им. Тот ответил: «Если не хватает денег на мясо и колбасу, кушайте ливерные пирожки». Эта фраза вызвала возмущение. Вскоре прибыл первый секретарь обкома А. Басов. Когда он призвал митингующих потерпеть «во имя светлого будущего», из толпы полетели бутылки, и ему пришлось спуститься к своей «Волге» через окно.
На следующий день рабочие организованными колоннами с портретами Ленина и пением «Интернационала» двинулись в центр города, к горкому партии, угрожая отправить Хрущева «на мясо». Они не знали, что в Новочеркасск уже введены карательные войска под руководством командующего Северо – Кавказским военным округом генерала армии Иссы Александровича Плиева, а из Москвы поспешил прилететь «десант» в составе 4 членов Президиума ЦК (Ф. Козлова, А. Микояна, Д. Полянского и А. Кириленко), председателя КГБ Владимира Ефимовича Семичастного и секретаря ЦК Леонида Федоровича Ильичева. С личной санкции Хрущева они приняли решение стрелять по безоружным демонстрантам.
Первые залпы солдаты дали поверх толпы. Они пришлись по деревьям, с которых упали убитые и раненные дети, глазевшие на события. Следующие залпы ударили по заметавшимся в панике людям.
Очевидец трагедии А. Симонов рассказывал: «Солдаты открыли огонь из автоматов. Началась паника. Люди постарше, видимо фронтовики, падали и ползли по площади по-пластунски. Что бы дальше, помню плохо. Долго пытались смыть кровь с площади. Сначала пожарной машиной, потом еще какой-то со щетками и, наконец, пригнали каток - заасфальтировали все толстым слоем».
Всего в результате столкновения было убито 24 человека и 30 ранено. Трупы погибших родственникам не выдавали, а тайно похоронили под наблюдением КГБ.
В конце лета в Новочеркасске прошел суд над «зачинщиками беспорядков». Семеро из них были приговорены к расстрелу, остальные 105 человек получили сроки заключения. Сведения о новочеркасской трагедии вплоть до конца 80-х гг. сохраняли в глубокой тайне.
В других городах Советского Союза повышение цен глухим недовольством, не вылившимся, однако, в акции протеста. В газетах же подорожание мяса и масла представили чуть ли не как «просьбу всех трудящихся», которые все понимают и одобряют.
«Оттепель» в литературе
Начальной точкой "хрущёвской оттепели" послужила смерть Сталина в 1953 году. С укреплением у власти Хрущёва "оттепель" стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина.
Период десталинизации заметно ослабляет цензуру, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. "оттепель" сопровождается заметный подъем в искусстве, и этому немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Модильяни, Савинков. Искусственно прерванная связь эпох — дореволюционной и советской — восстанавливалась.
В данный период происходит смягчение цензурных и идеологических ограничений. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов – об отношении к сталинскому прошлому, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе активно шел процесс освоения пространства открывшейся свободы, прощупывания и уточнения ее границ. Вырабатывалась самоцензура, которая сосуществовала наряду с внешним идеологическим контролем. Внутренний цензор подсказывал автору, где можно позволить себе смелость, а где лучше промолчать, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов. Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире.
В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии "деревенщиков", Федор Абрамов, начинал печататься в "Новом мире" как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать "только правду — прямую и нелицеприятную".
В 1955-1956 появилось множество новых журналов —"Юность", "Москва", "Молодая гвардия", "Дружба народов", "Урал", "Волга" и др.
Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые» (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.
XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надежд советской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и роли творческой личности в социалистическом обществе. "Оттепель" в культурной жизни страны была санкционирована властями и существовала в определенных рамках.
Не будучи в состоянии принять сохранившийся контроль над искусством, 13 мая 1956 г. у себя на даче в Переделкино выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством глава Союза писателей СССР А. Фадеев. В предсмертном письме, адресованном в ЦК КПСС, известный литератор отмечал, что искусство, которому он отдал всю свою жизнь, "загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено". Фадеев подчеркивал, что к нынешним руководителям он питает "полное недоверие", ибо от них можно ждать "еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды".
Партийное руководство, тем не менее, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдельных решений, принятых во второй половине 40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца"". В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Московский и другие были огульно названы представителями "антинародного формалистического направления". Оценка редакционных статей газеты "Правда", направленных в свое время на критику указанных композиторов, была признана неправильной.
Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампания травли известного писателя Б. Л. Пастернака. В 1955 г. он закончил большой роман "Доктор Живаго". Год спустя роман был передан для публикации в журналы "Новый мир", "Знамя", в альманах "Литературная Москва", а также в Гослитиздат. Однако издание произведения откладывалось под благовидными предлогами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало его издание в Голландии и ряде других стран. В 1958 г. автору романа "Доктор Живаго" была присвоена Нобелевская премия в области литературы.
Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по его словам, "трагически трудной". Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил
письмо на имя Хрущева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможность для себя пребывание вне страны.
Развитие науки
Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956г. Открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956-1958гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география ( Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959г. В стране имелось около 3200 научных учреждения. Численно научных работников страны приближалась к 300 тысячам.
К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957), спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин», запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года), отправку животных в космос (ноябрь 1957), первый полет человека в космос (12 апреля 1961г.), выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104, создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях ( «Ракета») и т.д. Возобновились работы в области генетики.
Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны ( С. Королев, М. Келдыш, А. Сахаров, И. Курчатов), но и советская разведка. Так, космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.
Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в 50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершить научные исследования и технические проекты для производства ядерного оружия. Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься оборонными проблемами.
Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.
Советский спорт
Года «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачете команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призером Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова(Пономарева). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сестры Т. И И. Пресс (метание диска и бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт) и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей ( в том числе 207-без пропущенных голов) и ставшего серебряным призером Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).
Успехи советских спортсменов вызывали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.
Образование
По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспектива развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.
Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения новых строящихся предприятий.
Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. Был принят закон, согласно которому вместе семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производств, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.
Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.
Заключение
В 1964 году завершилась политическая деятельность Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется поступок Никиты Сергеевича, бывшего "своим человеком" в окружении Сталина. Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Никиты Сергеевича Хрущева и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.
Причиной многих неудач Н. С. Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться со взглядами СССР.
Цена побед советских людей была немалой. Мировое лидерство предъявило счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но всё же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди воочию убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство. Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Никиты Сергеевича. Он был лишён всех государственных и правительственных постов. Последние годы персональный пенсионер союзного значения Хрущёв прожил в кругу своей семьи на загородной даче, практически в политической изоляции. Тяжело переживал свои ошибки и свою участь. Сумел написать свои мемуары, в которых попытался проанализировать и свою деятельность, и жизнь страны. Но издать их не удалось. Любые попытки выяснить генезис террористического режима сурово пресекались. Это почувствовал на себе и сам Хрущев. Из воспоминаний Дмитрия Волкогонова: "Когда в результате дворцового заговора его лишили власти, он, возможно, еще не осознавая сам, испытал плоды своего мужественного поведения на ХХ съезде КПСС. Его не арестовали, не расстреляли, не отправили в ссылку, как бывало раньше, а позволили доживать свою жизнь, как человек донашивает свое старое пальто. Но Хрущев, бывший Первый секретарь ЦК партии, глотнувший живительный воздух свободы, не хотел просто постепенно угасать, как свеча, тихо и печально. Человек с низкой грамотностью и культурой, но с самобытным умом и немалой гражданской смелостью, проживший большую, бурную жизнь, начал диктовать свои воспоминания. Со временем об этом, конечно, узнали в Политбюро, ведь Хрущев остался под колпаком Комитета госбезопасности, ибо и та организация, которую он возглавлял до снятия с поста, как метко выразился один журналист, была именно "партией госбезопасности".
Председатель Комитета Андропов Ю.В. 25 марта 1970 года специальной запиской под грифом "Особой важности" доложил в ЦК следующее: "В последнее время Н. С. Хрущев активизировал работу по подготовке воспоминаний о том периоде своей жизни, когда он занимал ответственные партийные и государственные посты. В продиктованных воспоминаниях подробно излагаются сведения, составляющие исключительно партийную и государственную тайну по таким определяющим вопросам, как обороноспособность Советского государства, развитие промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом, научно-технические достижения, работа органов госбезопасности, внешняя политика, взаимоотношения между КПСС и братскими партиями социалистических и капиталистических стран и другие. Раскрывается практика обсуждения вопросов на закрытых заседаниях Политбюро ЦК КПСС..."
Далее Андропов предлагает: "При таком положении крайне необходимо принять срочные меры оперативного порядка, которые позволяли бы контролировать работу Н. С. Хрущева над воспоминаниями и предупредить вполне вероятную утечку партийных и государственных секретов за границу.
Н. С. Хрущёв умер в 1971 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который в своё время так и не нашёл взаимопонимание Н. С. Хрущёва и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста тёмная, а другая - светлая, что действительно объективно отражает деятельность Н. С. Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза.
Список литературы
1) История России 20-21 век А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт
2) Энциклопедия для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей
3) Даллес А. Хрущёв: Кремлевский реформатор
4) http://www.encyclopaedia-russia.ru
5) Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс 1992
6) Верт Н. История советского государства. М., 1995