Игра «консонанс-диссонанс»
Это первый шаг к развитию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы сгибаются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу в контексте сказки, в которой обыгрывается эмоционально-образное воздействие консонирующих и диссонирующих созвучий.
Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:
Кабалевский Д. «Ежик»
Чайковский П. Тема Феи Карабос из балета «Спящая
красавица»
Стравинский И. «Русский танец» из балета «Петрушка»
(переложение для фортепиано)
Фрагменты из сюиты № 2
Пярт А. «Танец маленьких утят»
Уствольская Г. «Пляска и плакса»
Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент)
Игра «Определи жанр»
Как правило, к моменту поступления в школу дети имеют представление о марше и танце. После введения в тему следует предложить детям игру-движение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере движений (под марш – маршируем, под танец вальс - делаем мягкие кругообразные движения руками, под танец польку – легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), учитель предлагает детям различные, всегда завершенные по форме, фрагменты маршей и танцев. Учитель изменяет жанр, не предупреждая детей. Те, кто прослушал и не изменил движение, «вылетают» из игры, садятся. К каждому уроку надо подготовить пять-шесть фрагментов, причем какие-то произведения повторяются, но при этом на каждом уроке обязательно включаются три-четыре новых произведения. Помимо определения жанра в процессе игры необходимо следить за правильностью выполнения метрической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. В эту игру дети играют с первого по третий класс, причем в первом и втором классе игра повторяется практически на каждом уроке.
Музыкальным материалом могут служить и знакомые детям песни, прослушанные ранее пьесы, а также фрагменты пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д.Д. Шостаковича, а также пьесы из специальных пособий по ритмике, например: Т. Бырченко «С песенкой по лесенке», Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике».
Игра «Прятки»
Игра направлена на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.
Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано и вместе с детьми анализирует динамику. Если фраза исполняется громко (forte), дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее). Если фраза исполняется педагогом тихо (piano) – дети как бы прячутся, хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Хлопки можно сопровождать энергичным шагом при исполнении марша forte, а на piano – идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются. Каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, до тех пор пока дети перестанут делать ошибки. На следующем этапе можно предложить детям сюрпризы – неожиданное изменение динамики, не нарушающее при этом смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII-XVIII вв., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.
Игра «Ритмическое эхо»
Самым простым видом этой игры является такая: учитель прохлопывает ритм фразы – ребенок без паузы (ведь музыка продолжается) ее повторяет. Фраза вначале состоит из двух тактов в размере 2/4. Затем учитель исполняется уже предложение – его надо запомнить и повторить, в итоге получается период. Можно усложнить это задание, например: в ответе изменить динамику, тембр (использовать элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап – варьирование ответа учеником, то есть ответ с изменением:
Учитель: I I P I
Ученик: P I I I
По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще интереснее для детей такое задание: по принципу «эхо» исполнить ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения, использующих ритм, ранее освоенный детьми).
Роль учителя со временем могут выполнять наиболее способные дети, при этом кто-то из детей будет оценивать и работу «учителя» и «ученика». В дальнейшем (во 2, 3, 4 классах), по мере освоения метроритма игра усложняется: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры – 3/4 и 4/4; увеличивается объем задания до периода (восьмитакт). Эта игра рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе и может быть продолжена в средней школе на более сложном музыкальном материале.