Типология культур. основания культур
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:
связь с религией (культуры религиозные и светские);
региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (русская, французская);
принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
связь с территорией (сельская и городская культура);
специализация (обыденная и специализированная культура);
этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
Основания культуры
Говоря об основаниях культуры, полезно помнить, что каждая историческая эпоха дает культуре свои основания. Смена оснований связана с проблемой идеала. В отношении эпохи западноевропейского, да и русского средневековья, можно говорить о теоцентризме культуры (греч. theos - Бог). Церковь была колыбелью и цитаделью национальных культур.
В эпоху Возрождения изменяется не только идеал, к человеку перемещаются основания культуры - наступает время культурного антропоцентризма. Принцип существования европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения, - творчески реализующая себя личность, свободная индивидуальность. В эпоху Просвещения основаниями культуры становятся разум, рациональность. Наука воспринимается как ядро культуры.
В ХIХ и частично ХХ веках на первый план выходит опытное знание, пусть не универсальное, зато достоверное, практичное. Для этого времени характерна вера в позитивное начало, стремление построить общество на сугубо практических основаниях. То, что практично, воспринимается как благо, непрактичность - как зло.
Культура этих двух веков пытается или опираться на положительный опыт или отталкиваться от него: реализм проявляет необходимое почтение к действительности, а романтизм мало почтителен по отношению к ней.
Господствующий в философии позитивизм (лат. positivus - положительный), признающий смысл только за суммой опыта, долгое время кажется окончательным основанием европейской культуры. Культуре предлагается обращается к действительности, и только к ней, к положительному опыту, и только к нему.
Культура и НТР.
Но вот примерно полвека тому назад начинается научно-техническая революция, положительные знания о природе вещей увеличиваются подобно лавине, и обнаруживается: "положительный опыт" крайне противоречив. Чем дальше, тем больше, он дробит согласованную картину мира, дробит реальность, толкает к отказу от единых ценностей, норм и традиций, в том числе моральных. Культура и опыт "разводятся". Возникают серьезные сомнения, что практический опыт, сам по себе, может являться сколько-нибудь прочным основанием культуры.
Что такое опыт? Мы все детальнее можем описывать явления, из которых складывается окружающий мир. Но общая картина мира как бы распадается.
В ХХ веке человечество добилось невиданного материального прогресса и одновременно столкнулось с несомненными трудностями духовного свойства. Культурный прогресс, как и всякий прогресс, означает, в самом общем виде, расширение пространства человеческого развития. Казалось бы, это пространство увеличивается. Материальная культура и наука сделали огромные успехи, их социальные приложения очевидны. В то же время все более настойчиво звучат утверждения о том, что в развитии человечества происходит какой-то отлив. Что-то серьезное (и, вероятно, негативное) происходит с духовной культурой, у которой своя логика развития.
Характерно при этом постоянное ускорение культурно-исторического процесса. В древнем, архаическом, обществе сколько-нибудь существенные культурные изменения требовали веков, если не тысячелетий. Перемены, происходящие на протяжении жизни отдельных поколений, практически равнялись нулю. Еще в ХIХ веке динамика культурных форм существенно не изменялась, по крайней мере, в пределах жизни трех поколений. Сегодня налицо явление, которое культурологи называют "актуальной культурной динамикой": в течение 25-30 лет (период активной жизни одного поколения) происходят очень сильные изменения в культуре, в ценностях и культурных нормах. В связи с этим усложняется коммуникационное, "понимательное", взаимодействие между поколениями, возникает проблема непосредственной трансляции культурной информации от поколения к поколению.