Историческая типология культур

Тип (греч. Отпечаток, образец)- абстрактная конструкция, которая в обобщенном виде выражает некоторые существующие черты культуры, отличные друг от друга критерием.

1. культурно-историческая

в основе: выделение культурных эпох, на основе европоцентристского подхода.

¨ Древний мир ( выделение человека из животного мира; до падения римской империи)

¨ Средние века (до эпохи возрождения)

¨ Новое время (особое внимание к человеческой личности; до 1 мировой войны)

¨ Новейшее время

2. формационная типология

в основе: производственные отношения, которые определяют надстройку (культуру).

¨ Первобытная

¨ рабовладельческая

¨ Феодальная

¨ Капиталистическая

¨ Коммунистическая

Классы консервативные и прогрессивные

3.цивилизационная (в сер. 19 в)

в истории одновременно существуют замкнутые культурные типы, связанные с природно-климатическими условиями.

4. линейная типология культур Карла Ясперса

Осуждал идею европоцентризма, идея осевого времени- центр истории; до появления осевого времени культура развивалась локально.

¨ Доосевой тип (доисторическая эпоха) человек не выделяет себя из природы и животного мира; мифологическое мышление; объединение в коллективы (до 4 тыс. до н.э.)

¨ Осевой тип (формируется человек по типу близко к современному, происходит постижение человека себя как личности; переход от мифологического мышления к рациональному)

¨ Единая мировая культура (наст. Время) единая мировая культура, объединение культур

¨ Новое осевое время (будущее)

5. типология Маклюэн (1911-1980)

В основе: средство общения

¨ Дописьменная (бесписьменная)

¨ Письменная (книжная)

¨ Экранная (информационная)

6. региональная типология

¨ Восточные (самоизоляция человека от внешнего мира; уход во внутреннюю духовную жизнь, малословность)

¨ Западные (активное воздействие на мир, рационалистический тип его познания)

7. критерий развития науки, техники и производства

¨ Доиндустриальные (преобладает с/х)

¨ Индустриальные (капиталистическая форма, промышленность)

¨ Постиндустриальные (гл.роль- услуги; вед.роль- наука, образование)

26.Культура и миф: сущность мифа и мифологическое мировоззрение

¨ Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

¨ Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.

¨ Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать пред мировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

¨ Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

¨

¨ ÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐÍÎÏÐÏÐ

¨

¨ Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев.

¨ Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные.

¨ Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

¨ 2. Первобытные системы верований, миф и магия.

Название Сущность Проявление в современной культуре
Тотемизм Тотемизм – это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от них. Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных.
Фетишизм Фетишизм – обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который связан с судьбой данного племени. Амулеты, крестики, иконы.
Анимизм Анимизм – это вера в существование души и духов, как причина явлений природы, вера в одушевленность всей природы. Заколачивание гробов, жертвоприношение.
Магия Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли.  

¨ Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов.

¨ Миф как отрицание индивидуальности и свободы.

¨ Миф не приносил человеку свободы, ибо миф и магия выражали не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Магические обряды и ритуалы упорядочивали жизнь первобытного человека, миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).

Наши рекомендации