Новые дикие» и «Новая британская скульптура» Дж. Шнабель, Ж.М. Баския, Э.Фишль, А. Капур
Новые дикие (нем. Neue Wilde, Новые фовисты) — течение немецкого постмодернизма в живописи.
Возникло на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, напоминающее о фовистах как "старых диких"). Тяготели к импульсивной эмоциональности самовыражения, противостоящей концептуальному искусству или гиперреализму. Живопись, графика и скульптура "новых диких" (Г. Базелиц, А. Кифер, А. Пенк в Германии, И. Борофский, Дж. Шнабель в США) обычно сохраняя фигуративность, отличаются своеобразным "варварским лиризмом"(близким новейшим течениям поп-музыки), включает массу загадочных знаков, поэтому в Италии работы мастеров этого плана (Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино) обозначают обычно как "искусство-шифр" (arte cifra). Нередко смыкается со стилем граффити.
Дистанцируясь от концептуализма и минимализма, «Новые дикие» возвращаются к фигуративности, цвету, экспрессивности, спонтанным методам создания произведений, апеллируют к фовизму, живописи Анри Матисс. Другие творческие источники — немецкий экспрессионизм и многообразные формы современной субкультуры.
Движение «Новых диких» возникло в конце 70-х годов XX века в Германии. Одной из его первых акций стала организация выставки «Новый дух в живописи» (Лондон, 1981), объединившей произведения молодых художников и их предшественников — Пабло Пикассо, Ф. Бэкона, Э. Уорхола, Д. Хокни. Целью выставки был новый взгляд на искусство живописцев старшего поколения, соответствующий постмодернистской установке на творческое освоение художественного наследия прошлого. Эту линию продолжила следующая выставка — «Дух времени» (Берлин, 1982), чьей целью было освещение актуальных эстетических, теоретических и психологических проблем на материале живописи прошлого и настоящего.
Сверхзадача «Новых диких» — обновление художественного видения в духе новой фигуративности, порой посредством эстетического шока. Георг Базелиц при экспонировании переворачивает свои полотна ради дестабилизации привычного зрительского взгляда на картину, выявления ее глубинной структуры. Используя данные теории информации, А. Пенк создает авторские знаки исторического развития человечества. Тематика картин Ансельма Кифера, Йорга Иммендорфа, связана со спецификой исторической, политической и культурной жизни Германии (роль мифов и истории в немецком национальном сознании).
В 1987 году от «Новых диких» отделилось новое направление — «После природы»[nl], основателями которого стали Иржи Георг Докупил[de] и Петер Класхорст.
Новые дикие (нем. Neue Wilde; другое название – Новые фовисты) – постмодернистское течение в европейском и американском искусстве, возникшее в Германии в конце 1970-х гг. Противопоставляя себя концептуализму и минимализму, участники этого движения провозглашают возврат к фигуративности, цвету экспрессивности, спонтанным методам создания произведений. Творческие источники «Новые дикие» видят в фовизме, а именно в живописи Анри Матисса, в немецком экспрессионизме и разнообразных формах современной субкультуры (народное искусство, уличные граффити, детское творчество и т.д.). Цель течения – основываясь на творчестве мастеров старшего поколения, обновить художественное видение, прибегая к различным средствам, даже эстетическому шоку.
Одной из первых акций «Новых диких» стала выставка «Новый дух в живописи» в Лондоне в 1981 г., объединившей работы молодых художников и их предшественников, среди которых были Пабло Пикассо, Фрэнсис Бэкон, Энди Уорхол и.др. Следующая выставка прошла в Берлине в 1982 г. Оба события преследовали цель по-новому взглянуть на художественное наследие прошлого с позиций постмодернистской культуры.
Эстетический шок как метод художественного обновления онтологически связан с принципом спонтанности, исповедуемый «Новыми дикими». Свобода от любых правил и ограничений выливается на их полотна в хаотичные формы, резкие цветовые контрасты, смешение живописных стилей и приемов. Один художник переворачивает изображение вверх ногами, тем самым, дестабилизируя зрителя и заставляя его по-другому (в буквальном смысле) взглянуть на привычное (Г.Базелиц); другой имитирует приемы примитивного народного творчества, сознательно прибегает к эклектизму, стремясь к выработке неодномерного видения искусства всех времен и народов (В.Дан); третьи «дикие» осваивают историческое и культурное пространства своей страны (А.Кифер, Й.Имендорф).
Мастера Новых Диких: Саломе, Ансельм Кифер. Зигмар Польке, Георг Базелиц, Йорг Иммендорф, Маркус Люперц, Джулиус Шнабель, Альберт Оэлен