Три мистических королевства
В кельтских волшебных преданиях говорится о трех королевствах, заключающих в себе всю Вселенную. Они называются Аннвн, Абред и Гвинвид. Некоторые же викканские предания называют их Абред, Гвинвид и Сежант. Что же касается самого Аннвн (то есть уэльского иного мира), то оно или помещается в центр мироздания, окруженное остальными королевствами, или же окружает их все, находясь извне. Круг Сежанта является королевством богов, и только боги имеют право обитать там. По этой причине в большинстве преданий никогда не говорится, что кому-либо из людей удалось посетить или увидеть его. До сих пор исследователи спорят о том, как кельты представляли себе структуру мира и расположение его плоскостей. Неясность происходит от того, что в книге “Book of Dwyfyddiaeth” содержатся слишком противоречивые сведения касательно порядка следования и иерархии плоскостей. Льюис Спенсер предложил следующую схему, упрощающую все дело: круг Абред является земной плоскостью, то есть плоскостью людей. Находящиеся там души стараются избавиться от несовершенства, изначально им присущего. Круг Гвиивид, или небесное королевство,— это такое место, где находятся уже очищенные души. Аннвн же является пристанищем душ, которые по различным причинам, главным
образом связанным с их духовными свойствами, не могут находиться ни в одном из двух других королевств. Кроме того, именно из Аннвн происходит реинкарнация души, перемещающейся в Абред.
На самом деле, уже в древнегреческой мистической космологии говорилось о существовании трех земель. Гесиод в “Теогонии” (около 700 г. до н. э.) писал о трех землях, заключающих в себе всю Вселенную. Он называл их Хаос, Гея и
Эрос. Из них затем возникли Земля, небеса и иной мир. Гесиод пишет о судьбе человечества, неизбежно обреченного на то, чтобы вечно находиться между богами и силами космоса. Далее в своей книге он дает ряд советов, следуя которым человечество могло бы развиваться. Любопытно, что большинство этих советов касаются земледельцев.
В дальнейшем, именно благодаря расселению римских земледельцев на оккупированных землях, эти волшебные предания стали известны в Северной и Западной Европе.
В 1858 г. Уэльское общество исследователей манускриптов поставило задачу отыскания аутентичных материалов, относящихся к друидской культуре Британских островов. Фактически был обнаружен только один такой манускрипт. Имя его автора Plennydd. После тщательного изучения было признано, что он действительно содержит описания древних верований. К тому времени были известны и другие схожие работы: “Сентенции бардов”, написанная в 1450 г., а также записи, оставшиеся от барда Лливелина Сиона, датированные примерно 1560 г. В 1862 г. под покровительством Уэльского общества были выпущены “Barddas”, в которых можно найти кельтские поучения и советы, касающиеся путей развития души. В соответствии с этими поучениями, люди являются субъектами страдания, перемен и выбора.
Мужчины и женщины могут быть привязаны к определенным ситуациям и объектам материального мира, но могут и освободиться от этих привязанностей. В этом состоит свобода выбора. В традициях западного мистицизма фатализм никогда не играл такой заметной роли, как в восточных мистических учениях. Смерть приносит полное забвение в королевстве Гвинвид, в котором уже нет места ни воспоминаниям, ни сожалениям, ни грусти. В королевствах же Аннвн и Абред душа погружена в скорбь и размышления. Это необходимо для того, чтобы душа могла осмыслить весь приобретенный ею опыт, а затем шагнуть на новую ступень своего развития. “Голубая книга бардов” отражает оптимизм духовных воззрений кельтов:
“Не будет такого проступка, чтобы он не был бы исправлен, не будет такого неудовольствия, чтобы его бы не простили, не будет такого гнева, чтобы он не был бы умягчен, и получатся три прекраснейших следствия: во-первых, не будет ничего такогo уродливого, что нельзя было бы украсить, во-вторых, не будет такого зла, которое не могло бы быть устранено, и, в-третьих, не будет такого желания, которое не исполнилось бы”.
Существенным было то, что в своих поисках пути в Гвиивид люди могли множество раз попадать из королевства Аннвн в Абред. В какой-то степени это напоминает процесс многократной очистки и перегонки жидкостей. Только таким образом возможно было достичь высокой степени духовности, позволяющей остаться в высочайших измерениях нематериального бытия. В преданиях бардов утверждается, что три вещи существуют везде: бог, правда и круг Гвинвида. Чтобы достичь Гвинвид, человек должен испытать и пройти через все, в конце концов освободившись от всех ограничений, приковывающих к существованию в материальном мире. Но в поучениях говорится и о том, что память о всех предыдущих воплощениях обязательно сохраняется. На первый взгляд это кажется противоречащим словам о полном забвении, наступающем в королевстве Гвинвид. На самом деле это лишь обозначает то, что сохраняется память обо всем, но исчезает эмоциональное отношение к воспоминаниям. Другими словами, воспоминания уже не пробуждают ни боли, ни печали.
Практически ни одно из направлений современной викки не придерживается кельтской концепции трех миров. Вероятно, это связано со слишком сильным влиянием индоевропейской и римской цивилизаций на культуру кельтов. В довершение к этому чересчур большое влияние на викку оказал восточный мистицизм, поскольку с 1930-х по 196О-е годы эти учения были в большой моде. Большинство викканских учений сегодня строится на основе классической гарднеровской викки. Но некоторые течения продолжают развиваться, придерживаясь традиционной кельтской линии