Историческая справка об авторе и произведении
Справку о Шекспире см. в предыдущих вопросах.
Произведения: Пьеса "Макбет" написана между 1599 и 1606 годами и обычно датируется 1606-ым годом. Историческая пьеса "Ричард III" датируется 1591 годом.
Краткие содержания (компиляции из брифли и википедии) – если пересказа будет недостаточно:
"Макбет"
Трагедия начинается с разговора трёх ведьм, которые обсуждают, когда они сойдутся снова — решают собраться «как только завершится бой победой стороны одной».
В следующей сцене, раненый воин докладывает королю Шотландии Дункану о том, что его генералы Макбет и Банко разбили войска из Норвегии и Ирландии под предводительством восставшего Макдональда. Знатного Макбета восхваляют за его смелость и отвагу.
В степи под раскаты грозы три ведьмы хвастают друг перед другом совершёнными мерзостями. Появляются направляющиеся в Форрес Макбет и Банко. Вещуньи приветствуют Макбета и предсказывают ему, что он получит тетл тана Кавдорсокго, а затем станет королем, а Банко - что он сам не будет королем, но даст род целому поколению королей, после чего исчезают. Появляются королевские посланцы, они торопят полководцев предстать перед Дунканом и поздравляют Макбета с новым титулом — тана Кавдорского. Предсказания ведьм начинают сбываться. Банко советует Макбету не придавать этому значения: духи зла заманивают людей в свои сети подобием правды. Но Макбет уже мечтает о троне, хотя мысль об открывающем к нему путь убийстве великодушного Дункана внушает ему омерзение и страх.
В Форресе Дункан со слезами радости приветствует своих военачальников. Он дарует своему старшему сыну Малькольму титул принца Кемберлендского и объявляет его своим преемником на престоле. Чтобы особо отличить Макбета, король остановится на ночь в его замке в Инвернесе. Макбет разъярён — между ним и троном появилась ещё одна ступень- Малькольм. Он уже готов пойти на преступление.Макбет пишет жене о предсказаниях. Когда король Дункан решает остановиться в замке Макбета, жена Макбета решает убить его и, таким образом, гарантировать трон её супругу. Макбет высказывает сомнение в необходимости цареубийства, но жена убеждает его согласиться с планом.
Убийство совершается, но Макбет оказывается настолько потрясён содеянным, что его жена берёт всё остальное на себя — подкладывает окровавленный кинжал спящей прислуге.
На следующее утро приезжают Леннокс и Макдуф, тан Файфа. Макбет провожает их к королю, и Макдуф обнаруживает труп. В поддельной ярости Макбет убивает прислугу, не дав им возможности оправдаться. Впрочем, Макдуф всё же сразу начинает подозревать Макбета, не подавая, однако, виду.
Опасаясь за свои жизни, сыновья Дункана бегут: Малкольм — в Англию, а Дональбэйн — в Ирландию. Бегство наследников по праву попадает под подозрение, и Макбет принимает трон Шотландии.
Несмотря на этот успех, Макбет размышляет о третьем пророчестве, данном Банко. Он приглашает того на пир, но узнав, что Банко с младшим сыном Флинсом уже собрались на прогулку на лошадях тем вечером, нанимает убийц. Банко убит, но Флинсу удалось убежать
Макбет и призрак Банко, картина Теодора Кассьерио
На банкете внезапно появляется призрак Банко и садится на трон Макбета. Только сам Макбет может его видеть; остальные гости странно реагируют на то, как Макбет кричит на пустой трон — леди Макбет приказывает им удалиться. Растревоженный Макбет снова идёт к ведьмам.
Они вызывают трёх призраков с тремя предупреждениями-предсказаниями: «Остерегайся Макдуфа», «Никто из тех, кто женщиной рожден, не повредит Макбету» и «От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм». Пока Макдуф находится в изгнании в Англии (собирается вместе с Малкольмом идти войной на Макбета), Макбет убивает всех в его замке, включая леди Макдуф и троих сыновей Макдуфа.
Леди Макбет в это время гложет совесть — в знаменитой сцене пьесы она ходит во сне и пытается смыть воображаемую кровь с рук, всё время говоря о каких-то ужасных вещах.
Малкольм и Макдуф тем временем собрали армию и планируют вторгнуться в Шотландию и свергнуть «тирана» Макбета. Макбет видит, что многие из его дворян (танов) его оставили. Малкольм, Макдуф и Сивард окружают замок Дунсиан. Их воины собирают ветви деревьев для маскировки своего расположения в Бирнамском лесу; слуга в панике сообщает Макбету, что лес стал двигаться. Второе пророчество выполнено.
Тем временем Макбет произносит знаменитый нигилистичный монолог «Завтра, завтра, завтра» узнав о смерти леди Макбет (Макбет заключает, что это самоубийство).
Разгорается битва, Сивард-младший убит, Макдуф сходится с Макбетом. Макбет говорит, что не боится Макдуфа и что он не может быть убит любым мужчиной, рождённым женщиной. Тогда Макдуф отвечает, что он «из чрева матери ножом исторгнут». Макбет наконец понимает последнее пророчество, но поздно. Битва заканчивается тем, что Макдуф отрубает голову Макбету, исполняя пророчество.
В заключительной сцене коронуется Малкольм. Считается, что пророчество ведьм в отношении Банко исполнено, ведь реальный король Англии Яков I из шотландского дома Стюартов считался зрителями времён Шекспира потомком Банко. На это имеется прямой намёк и в самом тексте Шекспира, когда Макбет видит призрак Банко и ряд его потомков-королей; восьмой из них держит зеркало, где видны новые короли «с трехствольным скипетром, с двойной державой» (так как начиная именно с Якова I, восьмого короля из дома Стюартов, шотландские монархи стали править также Англией и Ирландией).
"Ричард III"
Ричард с детства был уродлив и в виду того, что имел старших братьев, был лишен надежд на престол. Однако он оказался наделён могучей волей, честолюбием, талантом политика и змеиным коварством. Ему довелось жить в эпоху кровавых войн, междоусобных распрей, когда шла беспощадная борьба за трон между Йорками и Ланкастерами, и в этой стихии вероломства, предательства и изощрённой жестокости он быстро овладел всеми тонкостями придворных интриг. С активным участием Ричарда его старший брат, Эдуард, стал королём Эдуардом IV, одержав победу над Ланкастерами. Для достижения этой цели Ричард, герцог Глостер, убил вместе с братьями вельможу Уорика, прикончил наследника престола принца Эдуарда и затем лично заколол пленного короля Генриха VI.
Действие начинается через три месяца после коронования Эдуарда. Ричард относится с презрениям к дням, полным праздности и скуки. Он решает захватывать власть. С помощью наветов Ричард добивается того, что король перестаёт доверять брату Кларенсу, и отправляет его в тюрьму — как бы для его же безопасности. От лорда-камергера Гастингса он узнает другую радостную для него весть: король болен и врачи серьёзно опасаются за его жизнь. Итак, устранение обоих братьев становится реальностью.
Ричард приступает к почти невероятной задаче: он планирует жениться на Анне Уорик, вдове Эдуарда и дочери Уорика, которых Ричард сам же убил. Он встречает Анну, когда та в глубоком трауре, и немедля начинает прямой разговор с ней, используя беззастинчивую лесть и уговоры. Несмотря на предубеждение против Ричарда, Анна побеждена и соглашается выйти за него замуж.
Далее Ричард осуществляет план убийства заточенного в Тауэр Кларенса: тайно нанимает двух головорезов и подсылает их в тюрьму. Простакам-вельможам Бекингему, Стенли, Гастингсу и другим он при этом внушает, что арест Кларенса — происки королевы Елизаветы и её родни, с которыми сам враждует. Лишь перед смертью Кларенс узнает от убийцы, что виновник его гибели — Ричард Глостер.
Больной король Эдуард в предчувствии скорой смерти собирает придворных и просит представителей двух враждующих лагерей — окружения короля и окружения королевы — заключить мир и поклясться в дальнейшей терпимости друг к другу.Радостная Елизавета обращается к королю с просьбой в честь этого освободить Кларенса. Ричард сухо возражает ей: вернуть Кларенса нельзя, ибо «все знают — благородный герцог умер!». При этом он не только не вводит себя в подозрение, но и намекает Бекингему, что это королевы виноваты в убийстве.
Не перенеся смерти Кларенса, Эдуард IV скоро умирает, оставляя брата Ричарда регентом, который приступает к удалению оставшихся препятствий к короне. Он встречает своего племянника, молодого Эдуарда V, который направляется в Лондон для коронации, сопровождаемый родственниками вдовы Эдуарда. Ричард арестовывает принца и его брата и заключает их в Тауэр.
С помощью своего кузена Бекингема и своего второго союзника, Кетсби, Ричард проводит кампанию, чтобы представить себя, как предпочтительного кандидата на трон, появляясь как скромный, набожный человек без претензий на величие. Лорд Гастингс, который возражает против коронации Ричарда, арестован и казнен по сфабрикованному обвинению. Вместе, Ричард и Бекингем распространяют слух, что два сына Эдуарда являются незаконными, и поэтому не имеют никакого законного права на трон. Толпа горожан остаётся глухой к этим речам, однако мэр Лондона и другие вельможи соглашаются на то, что следует просить Ричарда стать королём.
Наступает высший момент торжества: делегация знатных горожан приходит к тирану, чтобы молить его о милости принять корону. Ричард обставляет дело так, что просители находят в монастыре, где он в окружении святых отцов углублён в молитвы. Он разыгрывает роль простодушного и далёкого от земной суеты человека, который боится «ига власти» больше всего на свете и мечтает только о покое, но в конце концов якобы нехотя соглашается на то, чтобы принять венец власти.
Став королем, Ричард просит, чтобы Бекингем организовал смерть принцев, но Бекингем колеблется. Но даже этот вельможный лакей холодеет от страшного намёка. Тогда король разыскивает алчного придворного Тиррела, которому поручает убить обоих принцев. Тот нанимает двух кровожадных стервецов, которые проникают по пропуску Ричарда в Тауэр и душат сонных детей, а позже сами плачут от содеянного.
Ричард с мрачным удовлетворением принимает весть о смерти принцев. Под властью кровавого тирана начинаются волнения в стране. Со стороны Франции выступает с флотом могущественный Ричмонд, соперник Ричарда в борьбе за право владеть престолом. Ричард взбешён, полон ярости и готовности дать бой всем врагам. Между тем самые надёжные его сторонники уже или казнены — как Гастингс, или попали в опалу — как Бекингем, или тайно изменили ему — как ужаснувшийся от его страшной сути Стенли...
Последний, пятый акт начинается с очередной казни — на этот раз Бекингема. Несчастный признает, что верил Ричарду больше всех и за это теперь жестоко наказан.
Дальнейшие сцены разворачиваются непосредственно на поле сражений. Здесь расположились противостоящие полки — Ричмонда и Ричарда, Предводители проводят ночь в своих шатрах. Они одновременно засыпают — и во сне им поочерёдно являются духи казнённых тираном людей — каждый из них перед решающим боем обращает к Ричарду своё проклятие, а желают Ричмонду уверенности и победы. Ричард пробуждается с криком «Иисус!», чтобы тот помог ему, но понимает, что он совершенно один в мире и что даже сам себя ненавидит. Язык Ричарда и оттенки самораскаяния, кажется, указывают, что в последний час он сожалеет обо всем плохом, что он совершил, однако, уже слишком поздно.
При сражении лорд Стенли (отчим Ричмонда) и его последователи покидают сторону Ричарда, с которым остается лишь Кетсби. Ричард скоро начинает проигрывать, теряет свою лошадь на поле боя в кульминационный момент сражения и произносит часто цитируемую фразу «Коня, коня, полцарства за коня!» Ричмонд убивает Ричарда в заключительном поединке. Впоследствии, Ричмонд становится королем Генрихом VII и женится на Елизавете Йоркской, таким образом заканчивая войну Алой и Белой Розы.
7, 8: 7. Пародирование традиционных жанровых схем (рыцарский роман, пастораль, утопия) в романе "Дон-Кихот" Сервантеса. 8. Смысл пары Дон-Кихот – Санчо Панса в романе Сервантеса «Дон-Кихот». Трагикомический характер Дон-Кихота.
ДК – Дон Кихот, СП – Санчо Панца
Краткое содержание
"Дон Кихот" (1 том – 1603, 2 том – 1615 )
Жил один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке, обчитавшись рыцарских романов, решает стать странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского. Он придумал себе возлюбленную и отправился в путь.
В первой части его путешествий он принимает постоялые дворы за замки, проходит обряд "посвещения в рыцари" шпагой по спине, пытается спасти избиваемового пастушка (которому в результате достается еще больше) и безуспешно пытается заставить встречных купцов признать его возлюбленную Дульсинею самой красивой в мире (заканчивается это избиением нашего героя) Священник и цирюльник, односельчане Дон Кихота, с которыми он часто спорил о рыцарских романах, решили сжечь зловредные книги, от которых он повредился в уме.
Дон Кихот предложил одному хлебопашцу — Санчо Пансе — стать его оруженосцем, и вот однажды ночью Дон Кихот сел на Росинанта, Санчо, мечтавший стать губернатором острова, — на осла, и они тайком выехали из села. По дороге они увидели ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за великанов и с которыми он тут же вступил в схватку.
На постоялом дворе нашим героям достается за то, что служанка по ошибке спутала Дон Кихота с погонщиком, с которым она договоривалась о свидании, а еще и за то, что Дон и Санчо отказались платить.
"Подвиги" продолжаются: Дон Кихот борется со стадом баранов, отбирает у цирюльника медный таз, приняв его за шлем, освобождает каторжников, которые этого не хотели и избивают его за это камнями. Далее они встречают Карденьо и Доротею, возлюбленные которых, Лусинда и Фернандо, планируют пожениться, несмотря на то, что "принадлежат им по праву".
Санчо передал Дон Кихоту, что Дульсинея призывает его к себе, но тот ответил, что не предстанет перед ней, покуда не совершит подвигов, «милости её достойных».
Добравшись до постоялого двора, путники остановились на ночлег. Ночью из чулана выбежал перепуганный Санчо Панса: Дон Кихот во сне размахивал мечом во все стороны и пропорол висящие бурдюки, залив все вином, похожим на кровь.
К постоялому двору подъехала ещё одна компания, среди которых оказались Лусинда и Фернандо. Доротея просит Фернандо вернуться к ней, и в конце концов обе пары воссоединяются. Дон Кихот считал, что все уладилось благодаря тому, что он победил великана, а когда ему рассказали о продырявленном бурдюке, назвал это чарами злого волшебника. Священник и цирюльник рассказали всем о помешательстве Дон Кихота, и Доротея (которая продолжила играть роль принцессы Микомиконской) с Фернандо решили не бросать его, а доставить в деревню, до которой оставалось не больше двух дней пути. Но на постоялом дворе продолжают происходить события: цирюльник пришел требовать обратно свой таз, а стражники решают арестовать Дон Кихота ща то, что тот освободил каторжников. Заканчивается все тем, что Дон Кихота в клетке везут домой, однако его отпускают, после чего он пытается отобрать у молящихся статую непорочной девы, считая её знатной сеньорой, нуждающейся в защите. Наконец Дон Кихот прибыл домой, где уложили его в постель и стали за ним ухаживать, а Санчо пошёл к жене, которой пообещал, что в следующем походе его уж точно ждет удача.
"Выхаживания" Дон Кихота не сделали его разумней. Приходит весть, что в свет вышла книга, описывающая приключения героев, и, воодушевшись таким событием, герои отправились в новый поход. Они направились в Сарагосу, где должен был состояться рыцарский турнир, но прежде решили заехать в Тобосо, чтобы получить благословение Дульсинеи. Однако где живет Дульсинея они не знают, и Санчо выдает за нее первую попавшуюся женщину – пастушку. Они падают перед ней на колени, но получают в ответ лишь неодобрительный крик. Дон Кихот объясняет это колдовством злого волшебника.
Далее герои сражаются с Рыцарем Зеркал, который оказывается их другом Самсоном, пытающимя таким образом вернуть их домой, а после попадают в село, где становятся свидетелями нечестно сыгранной свадьбы. Дон Кихот спускается в пещеру, где он якобы видит заколдованную Дульсинею и героев старинных романсов, а после – уничтожает кукольный театр раешника, приняв преследователей кукол за настоящих.
Герои встречают герцога и герцогиняю, которые с их челядью сыграли с ДК и Санчо много шуток и не переставали дивиться рассудительности и безумию ДК, а также смекалке и простодушию Санчо. Они дважды разыгрывают их: с волшебником Мерлином и с избавлением дуэний от бород.
Далее идет история с "островом" - городом, которым по распоряжению герцога, правит Санчо Панца (см. абзац "утопия" в тексте смыслов).
После десяти дней губернаторства и нападения врвгов Санчо возвращается к Дон Кихоту, который уже тяготится праздной жизнью. Они возвращаются все на тот же постоялый двор, и замечают там донов, читающих анонимную вторую часть "Дон Кихота". Герои называют эту книгу полной клеветой на себя (здесь Сервантес говорит о фальшивой второй части его книги, опубликованной в 1612 году неким Авельянедой, "лживым торседильясским писакой").
Герои отпрааляются в Барселону на турнир, где Дон Кихот потерпел поражение от Рыцаря Белой Луны, оказавшегося все тем же Самсоном, требующего, чтобы герои вернулись в родную деревню. По пути домой Дон Кихоту и Санчо пришлось вновь посетить герцогский замок, ибо его владельцы так же помешались на шутках и розыгрышах, как Дон Кихот — на рыцарских романах.
На постоялом дворе они встретили Альваро Тарфе, выведенного во второй части подложного «Дон Кихота». Писатель признал, что никогда не видел ни ДК, ни СП, которые стояли перед ним, а видел других. Вернувшись в родное село, Дон Кихот решил на год сделаться пастухом и предложил остальным последовать его примеру, что и произошло. Дон Кихот уже стал переделывать их имена на пасторальный лад, но вскоре занемог. Перед смертью разум его прояснился, и он называл себя уже Алонсо Кихано. Он проклинал рыцарские романы, затуманившие его разум, и умер спокойно и по-христиански, как не умирал ни один странствующий рыцарь.
Смысл и ответы на вопросы
Жирным шрифтом – основные пункты 7 вопроса. Подчеркнут – 8 вопрос.
В романе пародируются разные жанры ,современные Сервантесу (рыцарский роман, романс, плутовской роман, пастораль, утопия). «Некогда» - в сноске – это традиционный зачин романса, после которого должна идти песня. Романс (романсеро) – жанр в Испанской поэзии в позднем Средневековье, когда рыцарский эпос, а потом и романс теряет свое значение. Дон Кихот сошел с ума не только от рыцарских романов, но и от романсеров.
По жанру "ДК" рыцарский роман,но нетипичный. Типичный рыцарский роман был изобретен в XII веке Кретьеном де Труа и был построен по циклической схеме (подобно столу короля Артура; также круг – гармония и символ вечной жизни). В романах этого жанра рыцарь должен исправлять зло, врывающееся в мир. Второй цикл подвигов – восстановление внутренней гармонии – также всех присутствует у Кретьена де Труа. К XIV веку классический роман изменяется – он уже построен по линейной схеме - бесконечное нанизание подвигов (а дама и замок – уже в конце, после них). Распространяется всё рыцарское – причины этого – с одной стороны, возрождение античности, а с другой – еще присутствующее, но уже уходящее средневековье.
Во времена Сервантеса случилась информационная революция (широкое распространение книгопечатания)- рыцарский роман в тиражном варианте превратился в масскульт. Появляется литература, посягающая на воображаемого человека. Появляются авторские тексты с идеологией – феномен виртуального сознания. Сервантес высмеивает массовую литературу, некачественные романы, которые читают его современники, то есть "ДК" – пародия на мейнстрим (не только рыцарские романы, но и другие жанры, бывшие популярными).
Первый выезд Дон Кихота – это отдельная новелла, которая и является пародией. В начале романа автор не сочувствует герою – он для него - старый дурак и шут. Рабле, Росинант ("кляча впереди") – имена расшифровывались пародийно.
Когда рыцарский роман стал прозаическим . стало нужно заменить стихотворную форму всякими выражениями (которые ДК говорит о себе). К тому же, автор таким образом высмеивает сознание Дон Кихота, который мыслит о себе как о герое. Этот герой не может общаться с жизнью, тк между ним и жизнью стоит виртуальная реальность (эпизод, когда ДК заступается за мальчика, которого наказывают за потерю овцы, а в итоге тому достается еще больше).
Далее ДК прибывает на постоялый двор – тут его неудачи, которые он считает подвигами, продолжаются (истории с девкой, шлемом и тд). Хозяин понял, что он сумасшедший. В финале первого выезда ДК появляются священник и цирюльник.
Хоть первоначально Сервантес и высмеивал своего героя, уже скоро в произведении Дон Кихот изображается автором с симпатией. В одном из эпизодов из первого выезда – диалог с хозяином. В нем мы видим убогую таверну - реальность. Все гуманисты обломались об реальность. Основной вопрос философии – что первично, материя или сознание (на чем основываться – на работе интеллекта или на объективных данных). Мы знаем, на что опирается Дон Кихот – вся культура столкнулась с этим вопросом. Сознание Возрождения эклектично (в отличие от средневековье, когда Бог - и точка).
Автор увидел в ДК себя и свою эпоху, утраченные иллюзии и желание за них постоять. Санчо Пансо полюбил Дон Кихота, которого мы видим глазами Санчо. Он толстячок на тонких ножках – а это символический смысл, тк нормальный крестьянин твердо стоит на ногах. Он добрый малый, но мозги у него набекрень. Санчо, как и ДК, воплощает собой определенный жанр – у него это плутовской роман (пикареско)– жанр, в XVI веке появившийся в Испании. Плутовской роман родится из новеллы – есть герой, на которого нанизываются приключения различных новелл. (Один из ярких представителей жанра – "Жизнь Лосари Лесторансо" - репутации у плута нет, получает тоже что и рыцарь, только в другом регистре.) Жанру свойственна векторная схема: герой, приключения, в конце – дама и замок. Санчо - такой же мечтатель, только сниженный. Санчо, как герой, очень связан с фольклором (плут), он все время говорит поговорками. В рыцарском романе денег нет (путь рыцаря – путь инициации), а в плутовском романе деньги на каждом шагу. Происходит то, что происходит во всех произведения Возрождения – соединение низкого и высокого (природного и культурного). На их стыке рождается смех, а затем и истина. Поэтому Санчо связан с карнавальным смехом.
Пастораль – (пастушья песня). Жанр восходит к Вергилию. Поэтические произведения. Когда жанр становится прозаическим, он становится низким. Прошлое, античность – рисуются идеально. Идиллическая картина мифологического прошлого – это было востребовано. Здесь речь идет о мифологических пастухах. В "Дон Кихоте" Санчо и Дон Кихот – настранствовались до темноты – еды нет, и ночлега нет. У одной из дорог замечают пастухов – те поделились с ними едой. Дон Кихот, не дожевав свой сыр, начинает рассказывать о золотом веке. Крестьянский быт лишается реальности (навоз и тд), козел у них – самый вонючий зверь. Козопасы не понимают, тут же жалуются на любовные проблемы, начинают танцевать и превращаются в пасторальных пастушков – карнавальных смех.
Утопия – появляется во втором томе, Санчо получает остров, о котором он мечтал(только в виде города, но это уже и неважно). Герцог и герцогиня владеют областями, и править городом поручают Санчо. Он въезжает в город, думая, что это остров. Дон Кихот наставляет Санчо Пансо (причем действительно мудрыми советами). Город называется Бороталия ("дешевизна") – мечта всех народов мира. Это и пародирование, и утверждение. Он (Санчо) – мудро судит, но этот сюжет – тоже фольклорный, бродячий. Санчо выступает в роли фольклорного царя Соломона. Дальше в городе происходят обед и карнавал. Карнавал обычно высмеивает слабости человека. Санчо – трус и обжора. На остров напали враги – пора защищаться, но Санчо бросается под стол. На него пытаются одеть доспехи. По фольклорным законам, "Не стал жрецом стал жертвой", или (в низком стиле)– "не стал обжорой стал жратвой". Шут (Санчо) занял местокороля, и в конце карнавла шута должны побить. Санчо понял, что он должен делать (не должен править) – растить виноградники, плут превращается в доброго малого. Этому народному карнавалу соответствует светский карнавал, то, что разыграет пара (высокий регистр).
Дон Кихот решает повторить подвиг Роланда и идет биться головой о скалы. Приходит к Альдонсе. Это Дульсинея, - считает он, но ее превратили злые волшебники. В окно вбрасывают мешок с кошками. Кошки вцепляются в лицо Дон Кихота – вот что он получает вместо ласк любви. . Дон Кихот умирает.Смех здесь – средство от зла
Исследователи спорят – барочное это произведение или возрожденческое – сочетание барочной реальности и героя-возрожденца.
Форма, стиль произведения – барочный. Понятие игры, Сервантес всё время играет с читателем. Черта барокко – демонстрировать искусственность искусства.
Предисловие должно сопровождаться отзывом известного лица. Сервантес решил написать его сам (т.е. он дискредитирует саму эту идею). Сервантес ведет беспрерывную игру с временем и пространством («некогда».). Для Сервантеса все это - барочная игра; это искусство, не стесняющееся собственной искусственности. Когда жил Дон Кихот? (Непонятно. Времен ли он Роланда? На его полке – "Галатея" Сервантеса, => нет)
История с бискайцем начинается, но затем прерывается - Сервантес учит читателя не глотать все подряд, "лишая" его "экшена".
Временной момент – создается впечатление невероятной древности (Испания подарила свои легенды арабам, ученый Ибн-Хали в 11 веке записал эти легенды, манускрипт дошел до наших дней). Это беспрерывная игра, нарушение временной иллюзии, нарушается хронотоп (пространство-время) романа, который по идее должен быть выдержан.
=> здесь барочная игра не ради барочной игры, и она – не следствие пессимизма (как у многих авторов), а она скорее здесь – просветительский момент.
Сервантес позволяет себе прямую литературную полемику прямо в романе. К примеру, в начале он отзделяет хорошие книги от плохих. К тому же, в начале много литературных стилизаций. Таким образом создается пространство, в котором сочетаются несочетаемые, какзалось бы, вещи.
!! Отличие от барочного романа в том, что тут нет пессимизма, утверждения безнадежного хаоса мира, и даже в самой форме игра приобретает черты карнавальности (т.е. жизнеутверждения). Следовательно, и в стиле, и в мировоззрении своих героев Сервантес между барроко и классицизмом.