Ценности, нормы, традиции
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Планы лекций и семинарских занятий,
требования к выполнению реферативных работ
для студентов всех направлений очной формы обучения
Комсомольск-на-Амуре
УДК 008.001(07)
Культурология: планы лекций и семинарских занятий для студентов всех направлений очной формы обучения / сост.: А.А. Аксенов, В.Ю. Балахнина, Т.В. Демидова, Ант. А. Иванов, Анд.А. Иванов, И.В. Конырева, Н.Ю. Костюрина, И.Ю. Тимофеева. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 40 с.
Содержат основные дидактические единицы лекций, требования к реферативным работам и темы рефератов, вопросы и рекомендуемую литературу к семинарским занятиям, литературу по изучаемому предмету и список контрольных вопросов.
Предназначены для студентов для студентов всех направлений очной формы обучения.
Рецензент Т.А. Чабанюк
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
Название темы | Кол-во часов |
Лекции | |
1 Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания | |
2 Понятие культуры. Функции культуры | |
3 Методы культурологических исследований. Ценности, нормы, традиции | |
4 Морфология культуры | |
5 Семиотика культуры: знак – символ – текст | |
6 Типология культуры.Восточный и западный тип культуры | |
7 Культура и цивилизация | |
8 Культура XX в. (обобщающая характеристика). | |
9 Глобальные проблемы современности. Социокультурный прогноз | |
Практические занятия | |
1 Культурогенез. Проблемы исторического происхождения культуры. Теории и концепции | |
2 Культурогенез. Первобытная культура человечества | |
3 Теории социокультурной динамики | |
4 Исторические типы культур | |
5 Миф как форма культуры. Мифологический тип сознания | |
6 Культура и религия | |
7 Библия. Как культурно-исторический и религиозно-духовный феномен. Христианство | |
8 Искусство и художественная культура | |
9 Культура XX века | |
10 Феномен массовой культуры | |
11 Наука и техника в современной культуре | |
12 Понятия «базовой» культуры и субкультуры. Молодежная культура. Контркультура. Маргинальные культуры | |
13 Межкультурные коммуникации | |
14 Менталитет русского народа и русской культуры | |
15 Советская тоталитарная культура. Тоталитаризм как тип цивилизации | |
16 Итогово-обобщающий контроль |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЛЕКЦИЙ
Занятие 1
Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания
История термина «культурология»; Л. Уайт о необходимости создания новой науки о культуре, способной интегрировать накопленные эмпирические знания о конкретных исторических ее формах, предложить научную модель, позволяющую в системе описать целостность культуры.
Становление научного интереса к культуре в России; культурология как самостоятельная наука (1990-е гг.), возникающая на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики; определение предмета и методы исследования, институализация культурологии.
Проблемы культурологии (структура, заимствование методов из смежных наук, отсутствие единой методологической базы), связанные со спецификой этой науки: интегративностью, широтой предмета исследования, отсутствием единого понимания культуры, т.е. определения предмета, включенностью истории предмета в сам предмет.
Специфическая задача культурологии – обобщив усилия конкретных дисциплин, создать общую теоретическую базу исследования, на основе которой определить закономерности формирования, функционирования и развития культуры.
Структура культурологии: теория культуры, история культуры, прикладная культурология.
Занятие 2
Понятие культуры. Функции культуры
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, субъект культуры, культурные коды, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и др.
«Культура» как фундаментальное понятие социально-гуманитарного знания. Проблема множественности толкований понятия «культура». Исторические интерпретации термина «культура». Различные подходы к определению культуры в культурологии.
Полифункциональность культуры. Познавательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникационная функции, функция хранения и трансляции социального опыта. Семиотическая функция культуры. Интегративная и социализирующая функции культуры.
Занятие 3
Методы культурологических исследований.
Ценности, нормы, традиции
Методы анализа культуры: морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, структурный, системный, социологический и др.
Постоянно действующие или долговременные устойчивые и упорядоченные способы культурной регуляции поведения: обычаи, нормы, стандарты, стереотипы и т.п.
Понятие нормы как узаконенного культурного установления, признанного обязательного порядка.
Традиции как основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества.
Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества и как квинтэссенция социального опыта общества.
Занятие 4
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.
Различные подходы к структурированию культуры. Формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Направления исследования культурных форм и артефактов: генетическая, микродинамическая, историческая, структурно-функциональная, технологическая. Морфологические модели культуры.
Занятие 5