Художественно-эстетическое

Образование в семье

Родители практически являются первыми педагогами детей, в том числе и по изобразительному искусству. Отношения родителей к искусству и к творческим возможностям ребенка имеет огромное значение, они могут стимулировать эту деятельность, даже когда у ребенка появляется опытный преподаватель.

В младшем возрасте занятия для ребенка художественно-продуктивной деятельностью просто необходимы и задача взрослых – помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Народное искусство, незаметно воспитывая, обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердца, чувства и мысли и ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством в художественной сфере. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… …чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – писал В.А Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Главной задачей было и остается всестороннее развития художественного вкуса ребенка, восприятие культурного человека на каждой ступени его развития.

Художественное образование является важным в формировании и развитии личности. Поэтому раннее приобщение ребенка к искусству, и прежде всего к народному, играет значительную роль в формировании художественной культуры. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Художественно-эстетическое воспитание детей в семье представляет собой процесс взаимодействия взрослых и детей на основе искусства, направленный на всестороннее развитие детей, формирование их духовно- ценностных основ, гармонизацию их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом. Реализация этого процесса предопределяется опорой на следующие принципы его выстраивания в семье: ценностной ориентации, сенсорной и эмоциональной насыщенности, учета возрастных особенностей детей, сотрудничества в детско – родительских отношениях, учета различных национально – культурных традиций в семейном восприятии, интересом своим корням, истокам, традициям, связанных с экскурсом в родословную своей семьи.

Разнообразные способы художественно – образного общения взрослых и детей в семье целостно воздействует на все сферы развития личности ребенка: закладываются основы познавательной деятельности, психические свойства личности (внимание, память, воля, воображение, мышление, речь), формируются коммуникативные качества, вырабатываются умения сотрудничать и чувство сопричастности к общему делу, решаются задачи нравственного, духовно – ценностного развития ребенка.

Одним из важнейших условий творчества детей в семье является создание благоприятного микроклимата, организация рабочего места для творчества, наличие материалов и инструментов, стимулирующих творческую деятельность. И все же этого недостаточно для того что бы ребенок начал рисовать, лепить, конструировать. Умение родителей участвовать в творческом процессе, наличие домашних творческих заданий или познавательный интерес к материалам и техникам, изученным в школе или детском саду, стимулирует и направляет детей. Ограничение же детей к данному процессу в домашней среде, провоцирует детей и школьников к самовыражению в ином, может не самом удачном месте, на стенах и на заборах, на асфальте или стимулирует к посещению кружков, клубов, студий, художественных школ.

Родители, стремясь развивать художественно-творческие способности, сами ведут детей к специалистам, но не всегда учитывают особенности своего ребенка, иногда силой заставляя заниматься художественной деятельностью при его не желании.

С детства формируются умения видеть, наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном. Многие родители берут детей с собой на выставки, в музеи. Необходимо правильно организовать эти посещения, знать, как общаться с детьми, о чем можно с ними поговорить в это время, что бы в результате у детей остались впечатления от посещения учреждений культуры и общение с шедеврами искусства. Первый приход в музей, на выставку должен стать событием в жизни ребенка [9, c.48].

Художественные материалы, используемые на занятиях в изостудии, должны быть доступны и повседневной жизни ребенка и дома, они вызывают у детей большой интерес и восторг. Родители, должны понимать, что часто дети, говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», потому что у ребенка нет материалов дома, или объясняет это тем что «мама, будет ругать за испачканную мягкую мебель, если разолью краску». На практике, в работе с детьми, видно, если у ребенка в свободном доступе разнообразные художественные материалы, то и результаты в изобразительной деятельности видны, он быстрее справляется с заданием, чем сверстники. Ему проще и доступнее овладевать навыками, знаниями.

Наиболее ярким примером могут быть родители, которые своими руками дома вместе с малышами начинают конструировать, рисовать и лепить, участвовать в выставочной деятельности, украшать праздники или свой дом, которые всегда могут направить, научить своего ребенка.

Наши рекомендации